Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Курагинский детский сад № 1 «Красная шапочка  комбинированного вида

 662910, Красноярский край, Курагинский район, р.п.Курагино, ул. Комсомольская, д 128, тел/факс 2-35-31

Встреча с родителями  «Ребёнок и мы. Потешки, шепотки, ладушки…»

( музыка в зале)

1.  ПСИХОЛОГ. Приветствие родителей. Связь с прошлым собранием.

О роли фольклора в воспитании детей.

2. ЛОГОПЕД. О роли фольклора в развитии речи детей.

«Ладушки» и «коза-дереза» так прочно вошли в игровой обиход малыша, что слово «фольклор» не сразу приходит на ум. А между тем все детские потешки, сказки и большинство игр придуманы, возможно, не одну сотню лет назад. И не так просты, как кажется.

  Фольклор – устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но остается таким же полезным и нужным нашим детям. Почему? Потому что устное народное творчество – это способ кодирования и передачи важной информации. В сказках, песенках, играх скрыты богатства народной мудрости: правила поведения, герои-эталоны и отрицательные примеры, духовные ценности и меткие наблюдения над жизнью. С самого раннего возраста малыши незаметно для себя обучаются и развиваются, впитывая народные традиции, учатся отличать добро от зла.

  Сама форма привлекает малышей: яркая, метафоричная, с интересными сюжетами, напевностью, загадками, игрой слов. Чтение сказок вслух, пение колыбельных, загадывание загадок и потешные стишки способствуют развитию фонематического слуха у ребенка (правильно слышу – правильно говорю), пополняет его словарь, прививает культуру речи и обогащает знание грамматики родного языка. 

  Разные жанры помогают всесторонне развивать малыша.  Например, загадки позволяют ребенку замечать многозначность слов, улавливать игру, развивать способность к анализу и обобщению, умение лаконично и четко выстраивать мысль. Народные загадки отгадать сложнее, чем авторские, написанные специально для малышей. Но тем интереснее познавать мир, видеть необычное в обычном: «сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает». «Шел долговяз, во сыру землю увяз» (дождь). Придется объяснить малышу, что слова «дед» и «долговяз» имеют переносное значение. Это научит ребенка мыслить шире, чувствовать образность языка. Не столько важен результат, сколько процесс – ребенок учится находить скрытый смысл слова, обращается к своему, пока еще маленькому, жизненному опыту, строит догадки.

  Раньше колыбельные, сопровождая малыша с первых дней, помогали ему не только успокоиться перед сном, но и развивать речь даже в таком возрасте. Слушая мамин голос, малыш со временем начинает выделять в потоке речи интонации, отдельные слова, звуки. Это формирует у крохи слух, чувствительность к речи, он быстрее начнет понимать и, возможно, раньше начнет говорить. Даже если Вы не чувствуете в себе артистического дарования, петь колыбельные все равно стоит – ничего приятнее маминого голоса для малыша нет. Ученые утверждают, что малыши, мамы которых пели им колыбельные песни, растут спокойными и уравновешенными, быстрее адаптируются в обществе и приспосабливаются к новым условиям.

  Потешки (пестушки) – короткие стишки, сопровождающие купание, массаж, игры крохи. Они кратки и забавны, позволяют не просто отвлечь внимание капризничающего малыша, но и успокоить его в случае непослушания: «ладушки» и «сорока» развлекают малышей даже тогда, когда они не еще не научились понимать речь. Это форма общения крохи с мамой, способ быть ближе. Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию, выразительность, повышение и понижение тона. Существует огромное количество потешек на все случаи.

  НА РУСИ ДЕТЕЙ НЕ ВОСПИТЫВАЛИ, А ПЕСТОВАЛИ!Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается, все старославянские “игры для самых маленьких” (типа “сороки-вороны”, “трех колодцев”, “ладушек”) — и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры.

Пока в столицах разрабатывают “новоавторские” или заимствуют западные методики, разумнее вернуться к истокам. То, что хорошо для младенца, иногда может помочь и взрослому. Попробуйте. ( примеры игр)

  Так вот, если вы пичкаете ребеночка этими приговорками-пестушками, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток Земли. На Земле всё подчинено определённым ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят “здоровый ритм” и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку — свой стих. Современный  человек из природных ритмов выбит, он отгораживается от них, а бунтующий организм морит таблетками.

  Адресованные детям потешки, песенки, попевки, звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.

Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, загадками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.

ТРИ ДА:  УСТАРЕЛО? -ДА

  ЗАБЫЛИ? – ДА

  ВСПОМИНАТЬ НАДО? –ДА!

  Давайте сегодня с вами поиграем. Мы- крестьянки, не девушки, но ещё молодушки, у всех дети есть. Время отдыха. Проведём его для себя и детей.

Хороводы:  «Матрешки»
  Ходим, ходим хороводом
  Перед всем честным народом.
  Сели,   
присаживаемся
  Встали,   
встаем
  Себя показали.

  Попрыгали,    прыгаем
  Потопали   
топаем
  В ладошки мы похлопали. 
хлопаем.

«Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает педагог, например повернуться, наклониться, присесть.

3. ЧТЕНИЕ ДЕТЬМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА.

(входят все дети, после чтения садятся рядом с родителями)

4. ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАРОДНОЙ КУКЛЫ-ОБЕРЕГА, КУКЛЫ-ПЕЛЕНАШКИ

5. ПРОСЛУШИВАНИЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ КОЛЫБЕЛЬНОЙ.

  ЛАДУШКИ С ДЕТЬМИ. ( дети уходят с напутственным словом родителей в группу)

ЛОГОПЕД:  Вообще, мало кто знает, насколько важна колыбельная песня для малыша. В момент перехода ко сну наше подсознание открыто, и то, что в этот момент мы слышим, впечатывается туда всерьез и надолго. Поэтому очень важно, чтобы мама, укачивая свое дитя, пела ему колыбельные. И не просто напевала что-нибудь. А пела что-то простое, но понятное, позитивное, создавая определенные образы у ребенка.

  Именно поэтому есть даже разделение на колыбельные для мальчиков и для девочек. Мальчику рисовали его будущий образ сильного, благородного, работящего мужчины. Девочке же пелось о том, какая она красивая, добрая, мамина радость, папино счастье.

  Еще очень важно создать ребенку чувство защищенности. Это тоже можно и НУЖНО создавать с помощью колыбельной песни. Тогда он переходит ко сну с ощущением, что все хорошо, его любят, о нем заботятся. Даже если он еще настолько мал, что не понимает слов, он считывает настроение мамы, с которым она поет ему.

  Поэтому, дорогие мамочки, пойте, ПОЙТЕ своим деткам! :) Не нужно обладать выдающимися вокальными способностями. Колыбельная может петься на двух-трех удобных нотах. Важен сам процесс и то содержание, которое мы вкладываем в песню.

  Мы записали несколько максимально живых колыбельных, под которые детки могут спокойно засыпать. Вы можете петь эти песни своим детям, добавив туда имя малыша :)( Скинем на флешки)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА ЛЕТО: ВЫУЧИТЬ 1-2 КОЛЫБЕЛЬНЫХ.

6. ШЕПОТКИ

ПСИХОЛОГ:

ЛОГОПЕД: Шепотки, шепотанья - они все относятся к пестованию детей и являются продолжением колыбельных... Закладки в него определённых программ развития и осознания. Колыбельной обычно начинают, а шепотком заканчивают, плюсом ещё является и то, что шепоток употребляют и днём в любые моменты, когда ребёнку необходима помощь Рода и Богов.

Итак...что же такое шепоток, это слова произносимые в определённом ритме белого стиха, произносятся только членами Рода по прямой линии, ибо только они могут чувствовать, что полезно ребёнку, а что вредно, они единственные, кто может определить ребёнку поведенческую линию...

На ночь после колыбельной, когда дитя засыпало, мама или отец начинали шепотать: определённая интонация - очень тихий шёпот на ушко или на спинку... Дитя наше крепко, оно духом сильно, наш животик здоров, наша спинка сильна, наши ручки крепки, наши ножки сильны, наши глазки остры...

Так же в шепотках шло сравнение качеств и закладка лучших взятых от животных качеств: глазки наши как у сокола, вдаль глядят, небо видят, ножки наши быстры, ножки наши сильны, сынок как олень бежит, никуда не спешит, всё успевает, всех догоняет... Сила наша растёт, как медведь она грядёт, никого не ломает, только роду помогает... и так далее в подобном духе, про животик, про зубки..

  Таким образом происходила ежедневная, вернее ежевечерняя закладка программы здоровья, удачи и силы.

Дневные шепотки немного отличались, опять же мама или отец (бабки, дедки) шептали вслед ребёнку: «За двор поспешаешь, лучшую долю выбираешь... как на речку идёшь, счастье радость там найдёшь, ты по лесу пойдёшь, там удачу ты найдёшь, как откроешь ворота, ждёт тебя там красота, как идёшь во чисто поле, так сбираешь там здоровье, по дороге ты пойдёшь, Богов в сердце обретёшь.» То есть мудрые родители всё время выстраивали дитю счастливую жизнь, и если возродить сейчас колыбельные и шепотки , то дети вырастут гораздо более гармоничными и настроенными на ладную красивую жизнь..

Защита новорожденного

Ручки, растите, толстейте, ядренейте; 

ножки, ходите, свое тело носите;

язык, говори, свою голову корми.

Не будь седун, будь ходун,

Живи, да толстей, да ядряней.

Ладанка для защиты ребенка до 7 лет

Ладушкой-матушкой, да своей укладушкой,

закрываю-замыкаю свое чадушко (имя ребенка)

от колдуна и колдуницы, ведуна и ведуницы,

от старого и малого, сокрытого и явного,

глаза лихого, да говора злого, от чужого и наносного,

наведенного и дурного.

Плоть от плоти моей —своей плотью закрываю,

кровь от крови моей — своей кровью замыкаю.

Что к дитятку моему (имя) подойдет — только меня найдет, заслон не обойдет.

Как волчица волчат защищает, как лисица лисят прикрывает,

так и я (свое имя), мать, свое дитя (имя ребенка)защищаю и закрываю,

Ладу-матушку призываю. Замок.

Чтобы ребенку снились хорошие сны, укладывая спать, приговаривайте:

Как закроешь глазки, пусть приснятся сказки,

добрые, хорошие, на мечту похожие.

Сохранный шепоток для ребенка

Иди, дитя, гуляй, себя не потеряй.

Господь тебя сбережет, ко мне назад вернет.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: ДИТЯ, СЫНОК, ДОЧЕНЬКА

СЕРДЦЕ, РУЧКИ, НОЖКИ, ГЛАЗКИ, ГОЛОВУШКА, ЖИВОТИК, ЗУБКИ

СЧАСТЬЕ, РАДОСТЬ, СИЛА, ЗДОРОВЬЕ, УДАЧА, КРАСОТА, БОГ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ:  НАШ, КРЕПКИЙ, СИЛЬНЫЙ, ЗДОРОВЫЙ, ОСТРЫЙ, ЗОРКИЙ

ДЕЙСТВИЯ: ГЛЯДЯТ, ВИДЯТ, УСПЕВАЕТ, ДОГОНЯЕТ, ПОСПЕШАЕШЬ, ВЫБИРАЕШЬ, ПОЙДЁШЬ, НАЙДЁШЬ, ОТКРОЕШЬ, ОБРЕТЁШЬ

ЗАДАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ( разделить 4 группы)

ПРИДУМАТЬ И ПРОЧИТАТЬ ШЕПОТОК НА РЕБЁНКА, КОТОРЫЙ:

1.  Идёт в детский сад;

2.  на улицу играть;

3.  заболел;

4.  засыпает.

НАСТРОЙ НА ЛЕТО (все вместе)

Используем слова: посмотри, улыбнись, порадуйся, удивись, обнимись.


© 2015г. МБДОУ №1 "Красная шапочка". Все права защищены.