Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Курагинский детский сад № 1 «Красная шапочка  комбинированного вида

 662910, Красноярский край, Курагинский район, р.п.Курагино, ул. Комсомольская, д 128, тел/факс 2-35-31

Шарюкова Антонина Михайловна
 педагог-психолог

Развивающая среда кабинета психолога

Консультации

  Для любознательных родителей

«Наши дети и Мы».

Дети – наше будущее, цветы нашей жизни. Однако, иногда, даже в течение одного дня – они создают для нас ситуации, которые просто выбивают из колеи. Ситуации, которые мы не можем или, НЕ ЗНАЕМ, КАК решить в данную минуту. Иногда дети вызывают у нас чувство злости, обиды, вины, а иногда мы просто удивляемся поведению ребенка и его реакции на какие-либо события; попросту говоря – НЕ ПОНИМАЕМ ИХ.

Сразу множество вопросов в голове:

- почему он ТАК себя ведет?

- что я сделала НЕ ТАК?

- как СДЕЛАТЬ так, чтобы ребенок наконец-то меня услышал и

  СДЕЛАЛ, так как надо.

- с чего НАЧАТЬ?

А ответов в голове сразу всплывают различные варианты:

- советы родственников, педагогов, воспитателей, врачей;

- прочитанное в литературе;

- услышанное в телепередачах и найденное в Интернет;

- увиденное в фильмах; и многое другое…

Все сразу, но ничего конкретного!

И в результате, мы действуем по старинке, так как делали обычно наши родители (хотя при этом понимаем, что мы-то ведь хотели воспитывать своих детей в чем-то иначе, однако поступаем точно также…). Или же испытываем накал страстей, от сдерживаемых чувств и наконец – выливаем все это на детей или находящихся рядом, близких людях.

А после – виним себя, ищем себе оправдание, обвиняем близких, что они довели нас до такого…, и становится легче, но ненадолго.

Затем, появляется обида и злость на себя и окружающих. И опять, чуть позже, выливается на близких людей. Только теперь – уже сильнее и со стороны кажется, что без всякого повода…

Ситуация нарастает как снежный ком – опять чувство вины, только уже больше, тяжесть бремени, тревожное ожидание повтора. Нет легкости и радости от общения. Только постоянная напряженность и усталость.

Хочется быстро и просто решить проблему, изменить ситуацию к лучшему. Чтобы была радость от общения с детьми и мир в отношениях в семье.

Итак, сделаем вывод - когда в вашей семье:

- накопился негатив

- злость на поведение ребенка, возмущение его поступкам, чувство стыда (что он хуже других, с плохой памятью или успеваемостью, грубиян или обманщик, не уважает и не слушается родителей, хамит вам и окружающим)

- вы уже не знаете, что с ним делать

Вам может оказать помощь – обращение к психологу

Вам помогут понять вашего ребенка, определить причину такого его поведения.

Вы увидите и прочувствуете, насколько тесна между вами связь, что вам надо изменить в себе и четко определите для себя шаги для налаживания и выстраивания успешных и доверительных отношений с ребенком!

И вы заметите, как ваш ребенок изменится в лучшую сторону.

Вы можете обратиться к психологу ДОУ и получить ответы на волнующие вопросы психологии воспитания наших детей и улучшать ваши отношения с теми, кого вы так ждали когда-то 9 месяцев и готовились быть лучшими родителями на свете!

ВСЕ ВОЗМОЖНО!ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ!




                                                                                                                              Памятка от психолога

«Как общаться со своим ребенком?»

1.  безусловно принимать его

2.  активно слушать его переживания и потребности

3.  бывать (читать, играть, заниматься) с ним вместе

4.  не вмешиваться в его занятия, когда он занят и справляется сам

5.  помогать, когда он просит о помощи

6.  поддерживать его в успехах

7.  делиться своими чувствами (значит Доверять!)

8.  конструктивно разрешать конфликты

9.  каждый день говорить приветливые фразы: «Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Хорошо, что ты пришел», «Мне нравится, как ты…», «Я по тебе соскучилась», «Давай (посидим, помолчим, поделаем…) вместе», «Ты конечно справишься», «Как хорошо, что ты у нас есть», «Ты мой хороший»…

10.  обнимать по 4-8 раз в день и более

И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!

РЕБЕНОК ОЧЕНЬ ЖДЕТ ОТ ВАС ЭТОГО И ВЕРИТ В ВАС!





«Здоровье, режим дня и психика ребенка.

Что их объединяет?»

У Вас растет ребенок. Вы хотели этого, создавали условия для его развития. И сейчас выбираете все самое лучшее и нужное для него, на ваш взгляд.

При этом, часто бывает так, что мы начинаем упускать самое главное. Разберем вместе что же это может быть. Трудности в воспитании ребенка у родителей часто связаны в первую очередь

Не с психологией общения, а с обычными ошибками в режиме дня, питания, сна…

Психология основана на физиологии. Адекватное поведение, нормальное психическое развитие, успешность в жизни могут быть только у физически здорового человека. На надо бежать вперед паровоза, и, например, пытаться заниматься развитием у ребенка памяти, внимания, успокаивать, воспитывать нравоучениями… надо в первую очередь создать условия для нормального физического развития.

Не нами придумано - «В здоровом теле – здоровый дух». У любого человека и у вашего ребенка тоже, мысли чувства и желания будут радовать только ЕСЛИ человек:

- вовремя и достаточно спит

- ест с удовольствием

- двигается (творит, бегает, прыгает..)

- познает все вокруг, общается, учится

Психология – это связь из 4 звеньев. Мысли, чувства, физическое самочувствие, желание (или нежелание) действовать. То как взаимосвязаны эти 4 звена, как они работают, в результате дают человеку уверенность или неуверенность в своих силах. Мысли о себе «Я могу» или «Я не могу».

Физическое здоровье – это желание и возможности действовать, осуществлять задуманное. Когда ничего не болит, все работает, все дышит и живет.

На что важно обратить внимание? На сон ребенка, еду, движения, общение, время, проведенное за экраном, творчество.

Сон – всегда на одном месте и в одно и тоже время.

Еда – всегда одного количества и вовремя.

Движения – это жизнь, позволяйте, давайте возможности, поощряйте.

Общение – обсуждайте все, что происходит, рассказывайте, читайте вместе.

Время за экраном – строго ограничивайте, хорошо смотреть вместе, а потом обсуждать увиденное.

Творчество – трудитесь и создавайте поделки вместе.

Вывод: прежде чем обращаться к психологу, Вы можете сами пронаблюдать эти моменты в своей семье и найти ошибку. Вы всегда можете изменить ситуацию и начать действовать наилучшим для Вас образом!

                                                                                 консультация педагога -психолога Шарюковой А.М.

                                                                                                                   Для любознательных родителей

«Мама! Выучи эти фразы, чтобы ребенок рос счастливым».

Говорите своему ребенку:
1. Я люблю тебя.
2. Люблю тебя, не смотря ни на что.
3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня.
4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя.
5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой.
6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя.
7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно.
8. Спасибо.
9. Мне понравилось сегодня с тобой играть.
10. Мою любимое воспоминание за день, когда мы с тобой *______* (что вы делали вместе).

Рассказывайте:
11. Историю их рождения или усыновления.
12. О том как вы *нежничали* с ними, когда они были маленькие.
13. Историю о том, как вы выбирали им имена.
14. О себе в их возрасте.
15. О том, как встретились их бабушки и дедушки.
16. Какие ваши любимые цвета.
17. Что иногда вам тоже сложно.
18. Что когда вы держите их за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает - *люблю тебя*.
19. Какой у вас план.
20. Чем вы сейчас занимаетесь.

Слушайте:
21. Вашего ребенка в машине.
22. Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки, и подумайте, насколько это для него важно.
23. Вопрос, в котором ваш ребенок действительно нуждается вашей помощи.
24. На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение.
25. Чувства, которые стоят за словами вашего ребенка.

Спрашивайте:
26. Почему ты думаешь это случилось?
27. Как думаешь, что будет если _____?
28. Как нам это выяснить?
29. О чем ты думаешь?
30. Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?
31. Как думаешь, какое *оно* на вкус?

Показывайте:

32. Как се 32. Как сделать что-то, вместо того, чтобы запрещать это делать.
33. Как свистеть в травинки.
34. Как тасовать карты, сделать веер (домик).
35. Как резать еду.
36. Как складывать белье.
37. Как искать информацию, когда вы не знаете ответа.
38. Привязанность к вашему супругу.
38. Что заботиться о себе (ухаживать за собой) очень важно.

Выделите время:
39. Чтобы понаблюдать за строительными площадками.
40. Чтобы посмотреть на птиц.
41. Чтобы ваш ребенок помог вам готовить.
42. Ходить в какие-то места вместе.
43. Копаться вместе в грязи.
44. Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка.
45. Чтобы просто посидеть с вашим ребенком, пока он играет.

Порадуйте своего ребенка:
46. Сделайте сюрприз и уберите в его комнате.
47. Положите шоколад в блины.
48. Выложите еду или закуску в форме смайлика.
49. Сделайте какие-то звуковые эффекты, когда помогаете им что-то делать.
50. Играйте с ними на полу.

Отпускайте:
51. Чувство вины.
52. Ваши мысли о том, как должно было быть.
53. Вашу потребность быть правым.

Отдавайте:
54. Смотрите на вашего ребенка добрыми глазами.
55. Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату.
56. Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается.
57. Настройте контакт, прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал.
58. Давайте вашему ребенку возможность справится со своим недовольством (гневом, злостью), прежде чем оказать ему помощь.
59. Делайте ванну в конце длинного дня.
60. Выберите сами ваш любимый способ быть добрым к вашему ребенку.

                                                                                    консультация педагога -психолога Шарюковой А.М.

 
 

  Для заботливых родителей

ПРАВИЛА ХОРОШЕЙ  (без конфликтной) ДИСЦИПЛИНЫ.

1.  правила должны быть в жизни каждого

2.  правил не должно быть много и они должны быть гибкими (нужно чувство меры)

3.  требования родителей не должны быть против важнейших потребностей ребенка

  - активность в 3-5 лет (создать соответствующую обстановку);

  - подростку (не надо советов-принуждений, т.к. важнее сверстники; 

  больше терпимости к этому возрасту – как к ветрянке, этот острый

  период не долгий и он тоже пройдет, а родители остаются носителями 

  ценностей к которым ребенок вернется)

4правила должны быть согласованы между взрослыми (лучше

  промолчать, обсудить потом без ребенка), важна последовательность в

  введении правил, а также – постоянство правил

5  тон запрета должен быть дружественно-объяснительным, чем

  повелительным (надо коротко объяснить ОДИН РАЗ; применять

  активное слушание; обращаться в безличной форме – без «Ты»; лучше

  предупреждать о своих действиях за 5 минут.

Секрет №1:

Детям нужны ПРАВИЛА и они стремятся их выполнять.

(дают чувство безопасности, делают жизнь понятной и предсказуемой)

Секрет №2:

Дети восстают не против самих правил, а против способов их ВНЕДРЕНИЯ.

                                                                            консультация педагога -психолога Шарюковой А.М.

  «На помощь приходят... сказки».

"Я говорю трехлетней дочери, что не могу остаться с ней, что она несколько дней поживет у бабушки, а потом я приеду. Всего на несколько дней, мне надо уехать по работе. А она не хочет меня слушать, закрывает уши, убегает и плачет. Как ей объяснить и не расстроить ее при этом?" - подобные вопросы часто задают мамы детскому психологу.

Ответ на вопрос обеспокоенной мамы прост и сложен одновременно. Но мы знаем, по крайней мере, одно решение - сказку. Она способна подготовить ребенка к болезненной, но неизбежной ситуации - отъезду мамы. Дети всегда открыты сказке. С ее помощью можно дать совет, помочь взглянуть на проблему по-другому, подтолкнуть ребенка к творческому поиску и к попытке самостоятельно ответить на свои вопросы, дать информацию, которую ребенку было бы трудно воспринять без сказочной обертки.

Но, с другой стороны, далеко не всегда у уставшей мамы найдутся силы, время, желание и фантазия для того, чтобы не просто почитать детскую книжку, а сочинить сказку для ребенка. Не обычную сказку, а такую историю, которая бы производила желательный терапевтический эффект. Однако сложно сделать только первый шаг. В данном случае - принять решение: я буду сочинять сказку для ребенка! Тем более, что самостоятельно сочинять сказку придется очень недолго: дети быстро, активно, с большим желанием включаются в этот процесс.

Итак, приступаем к сочинению сказки. Допустим, она будет на тему вынужденного отъезда мамы на несколько дней. Ребенок знает о предстоящем событии, беспокоится, переживает, говорит, что не отпустит маму, не останется с бабушкой. Здесь важно решить, какие моменты должны войти в сюжет сказки, а для этого необходимо четко представлять сценарий ваших действий: на какой срок вы уезжаете, кто будет проводить время с ребенком, будет ли он в этот период посещать детский сад и многое другое.

Вам хотелось бы, во-первых, избежать "предварительных" капризов, во-вторых, самой оставаться спокойной в этой ситуации, в-третьих, иметь возможность сказать ребенку правду: "Меня не будет несколько дней", - и сохранить при этом хорошие взаимоотношения.

Следующий этап - выбор героев сказки. Вы обращали внимание, как слушают дети искусного рассказчика? Они буквально "входят" в сказку, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Дети одновременно слышат голос рассказчика, перед их глазами проходят на внутреннем экране образы и картины сюжетной линии рассказа, и они физически и эмоционально "проживают" все сюжетные перипетии. Это очень ответственный этап. Ребенок должен ассоциировать себя с главным героем и в то же время иметь возможность дистанцироваться от него при желании: "…Это ведь не со мной происходит, а с ним…"

Желательно, чтобы для вас и других значимых людей из окружения ребенка тоже нашлись роли в вашей сказке. Это важно в том случае, если вы хотите регулярно использовать сказку в качестве терапевтического приема. Оптимально в такой ситуации подходит семья каких-либо существ: зайчиков, колобков, грузовичков - выбор зависит исключительно от пристрастий ребенка.

За несколько дней до отъезда можно начать рассказывать сказку про мамину командировку. Почему используется именно формулировка "начать рассказывать"? Потому что вы наверняка замечали, что дети в возрасте 2,5 - 5 лет очень любят сказки с циклическим сюжетом (когда один и тот же сюжет повторяется многократно с незначительными вариациями: сказка "Колобок", "Теремок", "Репка"), а также многократные повторения одной и той же сказки. Поэтому во время подготовки ребенка к отъезду мамы сказка будет рассказана многократно, дополнена большим количеством подробностей, станет совместным произведением взрослого и маленького рассказчиков.

Сказка про командировку

Жили-были в лесу в маленьком домике папа-заяц, мама-зайчиха и сынишка-зайчишка. Папа-заяц и мама-зайчиха очень любили своего сынишку: они много с ним играли, гуляли, ездили в зоопарк, купаться на море (этот список можно пополнять своими любимыми способами проводить время с ребенком)…

К сожалению, не всегда зайчики могли проводить время так, как им хотелось бы. У каждого из них была своя работа.

Папа-заяц работал каждый день на работе, а иногда приносил даже работу домой. Мама-зайчиха и сынишка-зайчишка в такие вечера уходили на долгие прогулки, а если оставались дома, то вели себя тихо-тихо, как мышки, чтобы не мешать папе.

Зайчишка-сынишка работал в садике мальчишкой. Это очень интересная работа: иногда легкая, веселая, иногда трудная. Очень непросто бывает слепить филимоновскую игрушку и красиво раскрасить ее или научиться танцевать польку, а скольких трудов стоит выучить стихи ко всем утренникам… Зато там много друзей: мальчиков-зайчиков, девочек-белочек - с ними можно играть, меняться игрушками, рассказывать им интересные истории!

Мама-зайчиха обычно сначала приводила сынишку-зайчишку на его работу, а потом убегала на свою. Но так было не всегда, иногда маме-зайчихе приходилось работать очень далеко от дома, и зайчишку тогда на работу отводил папа-заяц.

За день до того, как уехать работать далеко, мама-зайчиха обычно забирала зайчишку из садика пораньше, чтобы провести с ним побольше времени. Они гуляли или заходили в кафе…

- Мама, ты сегодня грустная, - обычно зайчишка замечал мамино настроение.

- Да, мальчишка-зайчишка, я сегодня грустная, потому что завтра мне придется уехать на несколько дней. До пятницы вы с папой будете вдвоем, а я буду очень-очень скучать по вам, - печально сказала мама-зайчиха.

Зайчишка погрустнел. Он хотел завтра показать маме ежика, которого слепил сегодня и ждал, пока тот высохнет... Еще зайчишка подумал, что завтра их с папой разбудит будильник, а не ласковые мамины слова: "Мальчишки-кочерыжки, просыпайтесь! Солнышко давно уже встало и завтрак - на столе!".

Зайчишка посмотрел на маму, она сидела совсем печальная. Зайчишка решил ее утешить.

- Мама, мы будем скучать без тебя, но ведь ты совсем ненадолго!

- Да, сынок, ненадолго!

- А давай, мама, мы с папой тебе здесь какой-нибудь сюрприз приготовим, а ты нам с работы тоже сюрприз привезешь?

Мама засмеялась, нежно прижала к себе зайчишку, поцеловала в макушку и сказала:

- Договорились, солнышко!

Мама-зайчиха и сынишка-зайчишка посидели еще минутку, обнявшись, а потом пошли домой, держась за руки и улыбаясь. Они больше не были грустными.

Сказку можно наполнить узнаваемыми деталями: это любимые способы проведения свободного времени, детали, касающиеся работы родителей и пребывания ребенка в детском саду, слова, сопровождающие утреннее пробуждение.

После окончания сказки необходимо обсудить ее с ребенком, для этого можно задать такие вопросы:

1. Почему мама-зайчиха была грустная, когда забирала из садика зайчишку?

2. Что зайчишку огорчило?

3. Что интересного придумал зайчишка?

4. Почему мама-зайчиха и сынишка-зайчишка перестали грустить?

Можно провести параллели между сказочными событиями и событиями, которые предстоят ребенку в жизни. Однако можно этого и не делать, потому что ребенок бессознательно воспримет сказочную ситуацию как свою.

Поход в поликлинику на прививку или для сдачи анализа крови - еще одна сложная для родителей и ребенка ситуация. Ребенок знает о предстоящей процедуре, беспокоится, переживает, говорит, что останется дома (данная ситуация рассматривается применительно к ребенку 2 - 4 лет). Вам хотелось бы, во-первых, избежать "предварительных" капризов, во-вторых, спокойно пережить саму медицинскую процедуру, в-третьих, сказать ребенку правду: "Будет больно", - и опять же сохранить при этом хорошие взаимоотношения.

Сказка про анализ крови

Жили-были в лесу в маленьком домике зайчишка-сынишка, мама-зайчиха и папа-заяц. Папа-заяц много работал, редко бывал дома, поэтому не мог проводить с зайчишкой столько времени, сколько хотел, Мама-зайчиха и сынишка-зайчишка часто занимались своими заячьими делами вдвоем: весело играли, читали интересные книжки, ходили в магазин и подолгу гуляли по лесу.

Однажды вечером мама-зайчиха сказала зайчишке-сынишке:

- Завтра утром нас с тобой ждет важное дело.

- Какое? - заинтересовался зайчишка.

- Нам нужно пойти к доктору, показать ему твою лапку и уколоть пальчик.

- Мама, а можно я не пойду? - шепотом спросил зайчишка. Он так испугался, что стал говорить тихо-тихо.

Мама увидела, что зайчишке очень страшно, посадила его на колени, обняла и сказала:

- Ты испугался того, что будет больно колоть пальчик?

(Здесь можно попробовать вовлечь в сказку ребенка: "Как ты думаешь, что ответил маме-зайчихе зайчишка-сынишка?")

- Да…

- Ты знаешь, будет немного больно, но совсем недолго. Потом доктор будет доставать разные интересные трубочки и прикладывать к твоему пальчику. Тебе интересно будет посмотреть на разные трубочки? Или даже поговорить с доктором о них, он про них, наверное, много знает…

Зайчишка серьезно задумался.

- У меня к тебе есть предложение: давай, когда доктор будет колоть пальчик, я тебя крепко-крепко обниму и скомандую: "Глазки закрывай!" А ты после этого громко скажешь: "Ой!" И сразу откроешь глазки, чтобы смотреть на трубочки. Договорились?

(На этом этапе также можно вовлечь ребенка в вашу сказку: "Что ответил маме-зайчихе зайчишка-сынишка?")

Зайка попробовал представить, как это будет выглядеть. А мама тогда предложила:

- Давай потренируемся!

Зайка задумчиво кивнул маме-зайчихе. Мама-зайчиха крепко-крепко обнимает своего зайчонка, командует: "Закрывай глазки!". Зайка закрывает глазки и громко говорит: "Ой!" (Этот момент можно сделать интерактивным - проиграть его с ребенком.)

Тут и сказочки конец, а кто слушал - молодец!

После окончания сказки необходимо обсудить ее с ребенком. Можно задать такие вопросы:

1. Ты помнишь, чего испугался зайка в сказке?

2. Почему он этого испугался?

3. Как ты думаешь, в конце сказки зайка стал бояться меньше?

Как уложить ребенка спать быстро и без капризов?

Ответ на этот вопрос может дать еще одна сказка - Сонная.

Сонная сказка

Однажды Зайка с мамой отправились на пикник. Они вместе приготовили бутерброды, заварили чай, Зайка сам вымыл два яблока и положил их в свой рюкзачок. Мама посмотрела на Зайку, который уже взял свой рюкзачок и надел кепку, и спросила:

- Зайка, ты готов? Выходим?

Зайка сосредоточенно кивнул.

Путь предстоял не близкий: Зайка с мамой собирались пойти на овечью ферму, понаблюдать за ягнятами и барашками. Путешественники пересекли большую поляну, поднялись на пригорок, спустились к веселому лесному ручейку, перешли его по тонкому бревнышку. Наконец, вдалеке показался забор овечьего загончика.

Зайка чувствовал себя немного уставшим и проголодавшимся. Мама Зайки уже расстилала покрывало под их любимой стройной березкой. Зайчишка с удовольствием плюхнулся на покрывало:

- Ух, как устали мои лапки! Садись, мама, овечки уже прыгать начинают!

Мама ласково улыбнулась своему мальчишке, распаковала свой рюкзачок и села рядом. Овечки и в самом деле уже собирались прыгать, первая овечка уже разбегалась, готовясь к прыжку.

- Мама, первая овечка сейчас прыгнет! - обрадовано закричал Зайка. - Я сам их буду считать!

Мама нежно погладила Зайчишку по голове и кивнула:

-  Хорошо, считай ты.

- Одна овечка прыгнула через заборчик…, вторая овечка прыгнула через заборчик… третья овечка прыгнула через заборчик… пятьдесят восьмая овечка прыгнула через заборчик…

Зайка незаметно для себя задремал. Мама укрыла мальчишку покрывалом:

- Отдыхай, мой малыш…

Таким образом, можно обыграть любое событие, которое необходимо принять ребенку, от ночного прихода в постель к родителям до курса уколов, предстоящего ребенку.

Использована литература: автор: Анна Бердникова
Другие публикации по теме данной статьи:
- Сказкотерапия
- Детские тайны открывает сказка. Тест "Сказка"

                                                                           консультация педагога -психолога Шарюковой А.М.

 

Консультация для родителей

«Готовимся к обучению в школе. Оздоравливаем ребенка.»

Все нормально развитые дети похожи. Отличают детей друг от друга проблемы, возникающие в процессе развития, индивидуальные особенности, которые затрудняют учебу, общение с окружающим миром и становятся причинами многих конфликтов. Что это за особенности? Детей условно можно разделить на три группы.

Визуалы. Такие дети лучше всего воспринимают новую для них информацию зрительно. Можно сказать, визуал слышит и чувствует прежде всего то, что видит.

Аудиалы. Это «слушатели». Для них важно воспринимать информацию на слух. При этом ребенок-аудиал может не смотреть на учительницу, а взгляд будет блуждать по стене или потолку. Информацию они воспринимают отдельными частями и обрабатывает ее постепенно. Для таких детей лучше «один раз услышать».

Кинестетики. Это дети - «деятели». Легче всего привлечь внимание ребенка-кинестетика просто прикоснувшись к нему. Кинестетики — это дети, которые носятся по коридору во время перемены, как угорелые. У кинестетиков все мысли на лице написаны, они любят грмасничать. Кроме того, они очень эмоциональны и обидчивы. Для него важно потрогать предмет, покрутить.

Их девиз «лучше один раз пощупать, чем сто раз посмотреть и послушать».

В жизни редко встречаются чистые визуалы, аудиалы и кинестетики, чаще всего в детях смешаны все три типа.

Правое и левое полушарие мозга.

Головной мозг человека разделен на два полушария: правое и левое. Работа полушарий может быть выражена у детей в разной степени. Правое полушарие отвечает у человека за образное мышление и эмоциональное поведение. Правое полушарие отвечает у человека за образное мышление и эмоциональное поведение. Оно контролирует рисование и лепку, музыкальные способности.

Левое полушарие отвечает за строгую логику, за умение выводить следствие из причин, за возможность что либо аргументированно доказывать, в нем находится центр счета.

Для полноценного развития личности ребенка необходимо гармоночное развитие обоих этих половинок и налаживание эффективных связей между ними.

Анализ тестирования показателей латерализации показал, что большинство детей имеют смешанные латеральные предпочтения. Что чаще всего говорит о не достаточно слаженной работе полушарий мозга, что также оказывает на общее развитие ребенка.

Проблемы школьного обучения.

Отсутствие желания. Ребенок не хочет учиться. Часто это связано с трудностями понимания и обработки получаемой информации.Сложность предъявляемой задачи. И ребенку легче отказаться от попыток ее выполнения.

Нехватка времени. Ребенок хотел увидеть, услышать, почувствовать. Пока подготовился слушать, уже все сказали. Только начал рассматривать написанное уже стерли. Едва начал обрабатывать полученное информацию, оказывается пора переходить к другой задаче. В результате на выходе ничего нет.

Слабо развит самоконтроль.Ребенок привыкает к внешнему контролю, а внутренний не развивается. В результате уроки не делаются вплоть до прихода родителей

В следствии этих проблем ребенок начинает учиться хуже, не слушается родителей, замыкается или нервничает, начинает хуже соображать, переживая свои неуспехи. Затрата огромного количества энергии на учебу приводит к ухудшению здоровья ребенка, а отказ учиться отражается на психологическом здоровье.

Уважаемые родители, в рубрике: «Скоро в школу!» вы найдете игры, которые помогут вам и вашим детей.

РУБРИКА: «Скоро в школу!»

«Игры для детей и их родителей!»

Замри-отомри.

Ребенок ходит по комнате до команды тренера.Тренер дает команду «замри» -ребенок перестает двигаться, после команды «отомри» движение продолжает. Проиграйте с ребенком три цикла. Теперь усложним правила — предложите ему самому давать себе эти команды, нобязательно вслух так, чтобы и он и вы слышали эти команды. Спросите ребенка: «Зметил ли ты свои ошибки?»

Внимание! Приготовились! Начали!

Набор карточек, на каждую из которых надо наклеить 5 слов (количество зависит от возраста и возможностей ребенка), вырезанных из газет, разных по размеру, цвету, форме. Карточки лежат стопочкой, наклейками вниз. Ребенок переворачивает верхнюю карточку и внимательно смотрит на нее.Тренер засекает 10 с. После слов «время истекло», ребенок переворачивает карточку и записывает по памяти слова. Перед началом выполнения задания ребенок говорит: «Я готов!Внимание! Приготовились! Начали!» После окончания выполнения задания говорит: «Я готов!». Ребенок сам проверяет задание, предварительно, сказав «проверь себя!».

В течение одного занятия лучше играть с 10 карточками. На следующем занятии надо обратить внимание ребенка на улучшение выполнения задания. Эти слова-сигналы (Внимание!Приготовились!Начали!) лучше использовать в играх, которые выполняются на время. Можно их будет использовать в повседневной жизни для начала какой-либо деятельности.

Разведчик.

На столе раскладываются 10 предметов разных по форме и цвету. Ребенок отдает вслух себе команды: «Я готов, Приготовились Начали!» После этого ребенок поворачивается на 5 сек. Тренер убирает или добавляет один предмет. После этого ребенок поварачивается, а тренер спрашивает: «Что изменилось?»

Время не ограничивается.. Если ребенок затрудняется, надо убрать несколько предметов,если справляется добавить еще.

2 вариант. Ставится 25 предметов. Ребенок смотрит 3 с. Отварачивается и по памятиназывает, что видел. После этого дается еще две попытки. Ребенок должен назвать те, предметы, которые не запомнил с 1 го раза.

Игры с мячом:

1.Кидает ребенок мяч после свистка тренера,ловит мяч тоже после свистка тренера. Инструкцию проговариеваем вместе. Для маленьких детей мяч большого размера. Для больших тенисный мяч. Несколько раз бросьте мяч

честно по свистку, потом бросьте мяч без свистка. Если ребенок справился, то похвалитеего, если нет, укажите на ошибку. Тренириуйте ребенка, пока он не начнет четко реагировать.

2.Мяч подкидывается и ловится одной рукой 5 раз подряд, когда другая рука находится за спиной.Затем происходит смена руки.

3.Мяч подкидывается правой рукой, ловится левой. Через 5 раз смена рук.

4.Простешее жонглирование двумя мячами.

5.Одновременное подкидывание мяча двумя руками.5.Мяч находится в левой руке. Сгибаем левую ногу в колене и подбрасываем мяч из под нее. Ловим мяч правой рукой. Через 5 подбрасываний меняем руку и ногу.

6.То же упражнение. Но ловим мяч из под колена той же рукой, которой подбрасывали.

7.Тренер кидает мяч ребенку: тот ловя его, говорит «один» и «два» кидая его тренеру. Темп бросков очень быстрый.

8.То же упражнение, но ребенок ловит и бросает мяч одной рукой.

9.Ребенок ловит мячи. При этом нечетные числа произносит тихим голосом, а четные громким. Темп быстрый.

10.Ребенок бросает мяч правой рукой из-за спины через левое плечо вперед и ловит его спереди правой рукой. Через несколько бросков смена рук. Другой вариант игры - мяч бросается через плечо одной рукой, а ловится другой.

11.Броски об пол и ловля тенисного мяча после оттадачи одной рукой, двумя руками.Если ребенок мкаленький, то тренер сам бросает мяч об пол.

12.Легкий надувной мяч подбрасывается с силой вверх, а ребенок должен поймать мячик, пока он не упал.

13.Тренер и ребенок кидают одновременно два мяча враз друг другу, прежде стукнув об пол.

Литература:

Валявский А.С., Яковис А.С.

Оздоравливающие учебные игры.Часть первая: Практикум. Информация к действию для практичных родителей.-СПб:СУМОМ, 2012.

Мастер-класс

Мастер-класс  «Времена года»

(для педагогов)

Цель: Способствовать созданию благоприятного психологического климата среди педагогов.

Задачи:

1.Развиватьтворческое мышление, воображение, внимание, инициативность.

2.Познакомить с новым способом развития творческих способностей..

3.Стимулировать использование педагогами социоигровой технологии в работе с детьми.

Количество участников: 16

Продолжительность: 10 минут.

Оборудование:

  • листы бумаги ;

  • восковые мелки;

  • 4 стола;

  • цветные круги — 4 шт. основных цветов.

  • открытки с стихотворением (по кол-ву участников)

Ведущий: педагог-психолог

Ход занятия:

  1. Вступление.

    Педагог-психолог:

«Окружающий нас мир, природа нашего края дает пищу для развития творческих способностей, помогая воспитывать будущих поэтов, писателей и художников и просто интересных, разносторонне развитых людей. Сегодня мы поупражняемся в умении видеть обычное или необычное там, где его казалось бы нет. И познакомимся с интересным способом отражения окружающего мира на бумаге, который поможет развивать у вас и ваших детей творческое воображение и фантазию.»

2. Практическая часть.

Педагог-психолог предлагает участникам занятия разделиться на 4 группы по временам года. Участники встают в круг и называют по очереди времена года. Каждая группа подходит к столу, на котором лежит круг соответствующего времени году цвета.

Инструкция: рисует несколько человек по очереди, договариваясь между собой.

Задание 1.

Возьмите мелок синего цвета и зарисуйте хаотичными линиями лист бумаги. (не густо).

Задание 2.

Возьмите коричневый мелок. Внимательно посмотрите на рисунок и найдите линии, с помощью которых вы можете нарисовать ствол и ветви дерева. (Обводим по линиям и раскрашиваем.)

Задание 4.

Теперь нужно провести линию горизонта синим мелком.

Землю и листья на дереве мелком по цвету, соответствующим вашему времени года. Небо синим мелком или голубым. Подключите ваше воображение, подумайте, может быть что-то сделаете по-своему.

Задание 5

Группы показывают друг другу, получившиеся работы.

3.Рефлексия.

Педагог-психолог:

«Получилось ли у нас изобразить времена года? Можно использовать такой способ изображения окружающего мира с детьми? Какие могут быть сложности? Какие варианты заданий с этими рисункаами можно дать детям?»

4. Заключительная часть.

Педагог-психолог:

«Когда вы будете работать с детьми, конечно нужно будет обратить их внимание на то, что листья осенью не только желтого цвета, небо не только голубое и так далее, развивайте творческое воображение, фантазию ваших детей. Можно будет обменяться рисунками и дополнить их, вернуться к ним позже, добавить сюжетную историю с помощью например, аппликации. В заключение я хочу подарить вам на память о сегодняшнем занятии маленькое стихотворение. Плодотворной работы и творческих успехов! Благодарю за внимание.»

Педагог-психолог раздает открытки ( в форме снежинки или разноцветных листочков).

Приложение.

Солнце в ладошке, тень на дорожке,

Крик петушиный, мурлыканье кошки,

Птица на ветке, цветок у тропинки,

Пчела на цветке, муравей на травинке,

И рядышком — жук, весь покрытый загаром,

И все это мне, и все это — даром!

Вот так — ни за что! Лишь бы жил я и жил,

Любил этот мир и другим сохранил.

Литература:

  1. Т.Л.Шишова. О чем свидетельствуют детские рисунки? - М.: Лоза, 2007.

  2. Е.В.Шитова. Практические семинары и тренинги для педагогов. - Волгоград.- Учитель. 2009.

3.Журнал «Справочник педагога-психолога» - М.: издательский дом МЦЭФР.-№ 10, 2010.


© 2015г. МБДОУ №1 "Красная шапочка". Все права защищены.