Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Курагинский детский сад № 1 «Красная шапочка  комбинированного вида

 662910, Красноярский край, Курагинский район, р.п.Курагино, ул. Комсомольская, д 128, тел/факс 2-35-31

Шарюкова Антонина Михайловна
 педагог-психолог

Развивающая среда кабинета психолога

Консультации

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 

 

Пояснительная записка.

  Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение 6-8 недель  по 15-20 мин. в день.  Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:

-  ускорения темпа выполнения;

-  выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);

-  подключение движений глаз и языка к движениям рук;

-  подключения дыхательных упражнений.

УПРАЖНЕНИЯ:

1.  «УШИ».Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.

2.  «КОЛЕЧКИ».Поочередно и как можно быстрее перебирать  пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом порядке - от указательного пальца к мизинцу и в обратном – от мизинца к указательному пальцу. Вначале движения выполняются поочередно каждой рукой, затем – двумя одновременно.(4-5 раз)

3.  «КУЛАК, РЕБРО, ЛАДОНЬ».

Выполняется упражнение двумя руками одновременно. Руки положить на стол и поочерёдно сжимать в кулаки, потом ставим на ребро ладони и затем опускаем ладошки на стол.(4-5раз)

4.  «УХО, НОС».

Правая рука держит мочку уха, левая держит кончик носа.  Потом меняем: левая рука держит мочку левого уха, а правая кончик носа. (4-5 раз)

 

 

5.  «ЛЕЗГИНКА».

Правая рука сжата в кулак ( кулак поворачиваем к себе) большой палец разгибаем в сторону, левая рука – прямая ладонь, пальцы сжаты, средним пальцем касаемся мизинца правой руки. Поочередно меняем позицию рук. (4-5 раз)

6.  «ЛЯГУШКА».

Руки на столе. Одна ладонь сжата в кулак, другая лежит прямо. Поочередно меняем положение рук. (4-5 раз).

7.  «ГЛАЗКИ».

По команде ребенок двигает глазами: «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «правый верхний угол», «левый нижний угол», «левый верхний угол», «правый нижний угол» (для облегчения выполнения можно использовать игрушку) 4 раза

 

8.  «ВДОХ, ВЫДОХ».

Делаем медленно легкий вдох носом (живот выпячиваем), небольшая задержка дыхания, выдыхаем медленно, слегка полуоткрытым ртом (живот втягиваем). Можно представить, что в животе надувается желтый шарик. 5 раз.

 

 

Особенности развития детей второй младшей группы.

Консультацию подготовила Сёмина И.С.

Социальная ситуация развития детей 4-го года жизни.

Анализ социальной ситуации развития показывает, что ее основу составляет игровая деятельность. У ребенка возникает противоречие между желанием действовать, как «взрослый» и возможностями самого ребенка, которое разрешается в развитии сюжетно-ролевой игры. Особенность этой игровой деятельности состоит в том, что в ней выделяется роль и игровые действия, которые наполняют роль предметным содержанием.

В этом возрасте присутствует игра с простым сюжетом, начальная форма игры, главная линия развития которой состоит в формировании ролевых отношений и усложнении игры за счет включения в нее разнообразных персонажей. Младшие дошкольники в сюжетно-ролевой игре воспроизводят действия взрослых, старшие дошкольники воспроизводят ролевые отношения. Дети 4-го года жизни не планируют сюжеты заранее- они возникают в зависимости от игрового материала (так, если возле ребенка оказывается машина, то скорее всего он будет играть в шофёра). Именно поэтому детские конфликты возникают по поводу предметов, потому что с ними связан как сюжет игры, так и роль. Для развития игровой деятельности детей нужно обучать действиям замещения.

Поскольку для ребенка 4-го года жизни важны сами игровые действия и он полностью сосредоточен на их выполнении, другие дети его практически не интересуют.

В процессе конструирования происходит умственное развитие. Ребенок осваивает физические свойства и отношения объектов. Он называет основные деталям строительного набора (кубик, кирпич, призма) и соотносит такие свойства объектов, как высота, ширина и длина.) Дети этого возраста конструируют в основном по готовому образцу. Развивается восприятие и наглядно-действенное мышление.

В младшем дошкольном возрасте большое внимание следует уделять развитию речи детей. По развитию речи можно судить о благополучии психического развития. На 4-м году жизни ребенок начинает использовать практически все основные формы грамматической системы языка. Появляется диалог в конкретной ситуации и речевой опорой служит не только вербальная сторона, но и те предметы, которые окружают ребенка.

Развитие личности идет по двум направлениям:

1.Формируется представление ребенка о себе

2.Формируются представления об окружающем его мире.

Кризис 3-х лет знаменует переход к осознанию того, что ребенок представляет собой отдельную личность и главное достижение его личностного развития заключается в создании положительного образа Я. Другими словами ребенок должен оценивать себя, как человека, принимаемого другими людьми. В связи с этим у ребенка появляется стремление соответствовать требованиям взрослых и действовать по предлагаемым правилам. Особая задача в этот период заключается в создании родителями и педагогами культурной среды с четко заданными правилами. Такая система правил регулирует взаимоотношения детей, способствует их умственному развитию, развивает произвольность и предупреждает конфликты.

Литература: Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Развитие ребенка в дошкольном детстве». Мозаика-Синтез, 2008г.


«Причины возникновения синдрома эмоционального выгорания».

Консультацию подготовила Сёмина И.С.

Внешние факторы, провоцирующие «выгорание", таковы:

- хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность. Такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.

- дестабилизирующая организация деятельности. Основные ее признаки общеизвестны: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность, например, воспитанников в группе, клиентов, обслуживаемых за день.

- повышенная ответственность за исполняемые функции и операции.

Представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля Прежде всего это касается медиков, педагогов, воспитателей, блюстителей общественного порядка, обслуживающего персонала. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность Надо всматриваться, вслушиваться, вчувствоваться в него, сопереживать, сострадать, сочувствовать, предвосхищать его слова, настроения, поступки. А главное, постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров.Развитие социальных институтов, контролирующих нашу деятельность (аттестация, лицензирование) повышает внешний и внутренний контроль нашей деятельности и, следовательно будет обостряться проблема эмоционального выгорания.

- неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности.

Таковая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе "руководитель-подчиненный", и по горизонтали, в системе "коллега-коллега". Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии своих психических ресурсов.

- психологически трудный контингент, с которым имеет делоипрофессионал в сфере общения.

У педагогов и воспитателей – дети с аномалиями характера, нервной системы и. с задержками психического развития. У руководителя или командира -подчиненные с акцентированными характерами, неврозами, признаками психопатизации, нарушители дисциплины, безответственные работники, неумеренно пьющие. У обслуживающего персонала – капризные и грубые клиенты.

Внутренние факторы, обусловливающие эмоциональное выгорание:

- склонность к эмоциональной ригидности.

Естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов "выгорания" будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко случается так, что проработав "в людях" до пенсии, человек тем не менее не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию;

- интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности.

Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Довольно часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых учителей покидает школу в первые 5 лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Учителя спустя 11-16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности.

- слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

Здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость.

Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности систему самооценок он поддерживает иными средствами – материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно, "выгорать" ему просто и легко. Иное дело личность с альтруистическими ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим. Утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности;

- нравственные дефекты и дезориентация личности.

Возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как

стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во

взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности.

Нравственная дезориентация вызывается иными причинами -неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого личности.

Однако как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование эмоционального выгорания облегчается. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям.

Бессердечье к себе – это тоже увечье. Не пора ли тебе отдохнуть? Прояви, наконец, сам к себе человечность, - Сам собою побудь…

Е. Евтушенко

Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/11/14/emots._vygoranie_pedagogov.docx

 metodicheskaya_razrabotka_dlya_konkursa.docx

Консультация для родителей

«Готовимся к обучению в школе. Оздоравливаем ребенка.»

Все нормально развитые дети похожи. Отличают детей друг от друга проблемы, возникающие в процессе развития, индивидуальные особенности, которые затрудняют учебу, общение с окружающим миром и становятся причинами многих конфликтов. Что это за особенности? Детей условно можно разделить на три группы.

Визуалы. Такие дети лучше всего воспринимают новую для них информацию зрительно. Можно сказать, визуал слышит и чувствует прежде всего то, что видит.

Аудиалы. Это «слушатели». Для них важно воспринимать информацию на слух. При этом ребенок-аудиал может не смотреть на учительницу, а взгляд будет блуждать по стене или потолку. Информацию они воспринимают отдельными частями и обрабатывает ее постепенно. Для таких детей лучше «один раз услышать».

Кинестетики. Это дети - «деятели». Легче всего привлечь внимание ребенка-кинестетика просто прикоснувшись к нему. Кинестетики — это дети, которые носятся по коридору во время перемены, как угорелые. У кинестетиков все мысли на лице написаны, они любят грмасничать. Кроме того, они очень эмоциональны и обидчивы. Для него важно потрогать предмет, покрутить.

Их девиз «лучше один раз пощупать, чем сто раз посмотреть и послушать».

В жизни редко встречаются чистые визуалы, аудиалы и кинестетики, чаще всего в детях смешаны все три типа.

Правое и левое полушарие мозга.

Головной мозг человека разделен на два полушария: правое и левое. Работа полушарий может быть выражена у детей в разной степени. Правое полушарие отвечает у человека за образное мышление и эмоциональное поведение. Правое полушарие отвечает у человека за образное мышление и эмоциональное поведение. Оно контролирует рисование и лепку, музыкальные способности.

Левое полушарие отвечает за строгую логику, за умение выводить следствие из причин, за возможность что либо аргументированно доказывать, в нем находится центр счета.

Для полноценного развития личности ребенка необходимо гармоночное развитие обоих этих половинок и налаживание эффективных связей между ними.

Анализ тестирования показателей латерализации показал, что большинство детей имеют смешанные латеральные предпочтения. Что чаще всего говорит о не достаточно слаженной работе полушарий мозга, что также оказывает на общее развитие ребенка.

Проблемы школьного обучения.

Отсутствие желания. Ребенок не хочет учиться. Часто это связано с трудностями понимания и обработки получаемой информации.Сложность предъявляемой задачи. И ребенку легче отказаться от попыток ее выполнения.

Нехватка времени. Ребенок хотел увидеть, услышать, почувствовать. Пока подготовился слушать, уже все сказали. Только начал рассматривать написанное уже стерли. Едва начал обрабатывать полученное информацию, оказывается пора переходить к другой задаче. В результате на выходе ничего нет.

Слабо развит самоконтроль.Ребенок привыкает к внешнему контролю, а внутренний не развивается. В результате уроки не делаются вплоть до прихода родителей

В следствии этих проблем ребенок начинает учиться хуже, не слушается родителей, замыкается или нервничает, начинает хуже соображать, переживая свои неуспехи. Затрата огромного количества энергии на учебу приводит к ухудшению здоровья ребенка, а отказ учиться отражается на психологическом здоровье.

Уважаемые родители, в рубрике: «Скоро в школу!» вы найдете игры, которые помогут вам и вашим детей.

РУБРИКА: «Скоро в школу!»

«Игры для детей и их родителей!»

Замри-отомри.

Ребенок ходит по комнате до команды тренера.Тренер дает команду «замри» -ребенок перестает двигаться, после команды «отомри» движение продолжает. Проиграйте с ребенком три цикла. Теперь усложним правила — предложите ему самому давать себе эти команды, нобязательно вслух так, чтобы и он и вы слышали эти команды. Спросите ребенка: «Зметил ли ты свои ошибки?»

Внимание! Приготовились! Начали!

Набор карточек, на каждую из которых надо наклеить 5 слов (количество зависит от возраста и возможностей ребенка), вырезанных из газет, разных по размеру, цвету, форме. Карточки лежат стопочкой, наклейками вниз. Ребенок переворачивает верхнюю карточку и внимательно смотрит на нее.Тренер засекает 10 с. После слов «время истекло», ребенок переворачивает карточку и записывает по памяти слова. Перед началом выполнения задания ребенок говорит: «Я готов!Внимание! Приготовились! Начали!» После окончания выполнения задания говорит: «Я готов!». Ребенок сам проверяет задание, предварительно, сказав «проверь себя!».

В течение одного занятия лучше играть с 10 карточками. На следующем занятии надо обратить внимание ребенка на улучшение выполнения задания. Эти слова-сигналы (Внимание!Приготовились!Начали!) лучше использовать в играх, которые выполняются на время. Можно их будет использовать в повседневной жизни для начала какой-либо деятельности.

Разведчик.

На столе раскладываются 10 предметов разных по форме и цвету. Ребенок отдает вслух себе команды: «Я готов, Приготовились Начали!» После этого ребенок поворачивается на 5 сек. Тренер убирает или добавляет один предмет. После этого ребенок поварачивается, а тренер спрашивает: «Что изменилось?»

Время не ограничивается.. Если ребенок затрудняется, надо убрать несколько предметов,если справляется добавить еще.

2 вариант. Ставится 25 предметов. Ребенок смотрит 3 с. Отварачивается и по памятиназывает, что видел. После этого дается еще две попытки. Ребенок должен назвать те, предметы, которые не запомнил с 1 го раза.

Игры с мячом:

1.Кидает ребенок мяч после свистка тренера,ловит мяч тоже после свистка тренера. Инструкцию проговариеваем вместе. Для маленьких детей мяч большого размера. Для больших тенисный мяч. Несколько раз бросьте мяч

честно по свистку, потом бросьте мяч без свистка. Если ребенок справился, то похвалитеего, если нет, укажите на ошибку. Тренириуйте ребенка, пока он не начнет четко реагировать.

2.Мяч подкидывается и ловится одной рукой 5 раз подряд, когда другая рука находится за спиной.Затем происходит смена руки.

3.Мяч подкидывается правой рукой, ловится левой. Через 5 раз смена рук.

4.Простешее жонглирование двумя мячами.

5.Одновременное подкидывание мяча двумя руками.5.Мяч находится в левой руке. Сгибаем левую ногу в колене и подбрасываем мяч из под нее. Ловим мяч правой рукой. Через 5 подбрасываний меняем руку и ногу.

6.То же упражнение. Но ловим мяч из под колена той же рукой, которой подбрасывали.

7.Тренер кидает мяч ребенку: тот ловя его, говорит «один» и «два» кидая его тренеру. Темп бросков очень быстрый.

8.То же упражнение, но ребенок ловит и бросает мяч одной рукой.

9.Ребенок ловит мячи. При этом нечетные числа произносит тихим голосом, а четные громким. Темп быстрый.

10.Ребенок бросает мяч правой рукой из-за спины через левое плечо вперед и ловит его спереди правой рукой. Через несколько бросков смена рук. Другой вариант игры - мяч бросается через плечо одной рукой, а ловится другой.

11.Броски об пол и ловля тенисного мяча после оттадачи одной рукой, двумя руками.Если ребенок мкаленький, то тренер сам бросает мяч об пол.

12.Легкий надувной мяч подбрасывается с силой вверх, а ребенок должен поймать мячик, пока он не упал.

13.Тренер и ребенок кидают одновременно два мяча враз друг другу, прежде стукнув об пол.

Литература:

Валявский А.С., Яковис А.С.

Оздоравливающие учебные игры.Часть первая: Практикум. Информация к действию для практичных родителей.-СПб:СУМОМ, 2012.

Мастер-класс

Мастер-класс  «Времена года»

(для педагогов)

Цель: Способствовать созданию благоприятного психологического климата среди педагогов.

Задачи:

1.Развиватьтворческое мышление, воображение, внимание, инициативность.

2.Познакомить с новым способом развития творческих способностей..

3.Стимулировать использование педагогами социоигровой технологии в работе с детьми.

Количество участников: 16

Продолжительность: 10 минут.

Оборудование:

  • листы бумаги ;

  • восковые мелки;

  • 4 стола;

  • цветные круги — 4 шт. основных цветов.

  • открытки с стихотворением (по кол-ву участников)

Ведущий: педагог-психолог

Ход занятия:

  1. Вступление.

    Педагог-психолог:

«Окружающий нас мир, природа нашего края дает пищу для развития творческих способностей, помогая воспитывать будущих поэтов, писателей и художников и просто интересных, разносторонне развитых людей. Сегодня мы поупражняемся в умении видеть обычное или необычное там, где его казалось бы нет. И познакомимся с интересным способом отражения окружающего мира на бумаге, который поможет развивать у вас и ваших детей творческое воображение и фантазию.»

2. Практическая часть.

Педагог-психолог предлагает участникам занятия разделиться на 4 группы по временам года. Участники встают в круг и называют по очереди времена года. Каждая группа подходит к столу, на котором лежит круг соответствующего времени году цвета.

Инструкция: рисует несколько человек по очереди, договариваясь между собой.

Задание 1.

Возьмите мелок синего цвета и зарисуйте хаотичными линиями лист бумаги. (не густо).

Задание 2.

Возьмите коричневый мелок. Внимательно посмотрите на рисунок и найдите линии, с помощью которых вы можете нарисовать ствол и ветви дерева. (Обводим по линиям и раскрашиваем.)

Задание 4.

Теперь нужно провести линию горизонта синим мелком.

Землю и листья на дереве мелком по цвету, соответствующим вашему времени года. Небо синим мелком или голубым. Подключите ваше воображение, подумайте, может быть что-то сделаете по-своему.

Задание 5

Группы показывают друг другу, получившиеся работы.

3.Рефлексия.

Педагог-психолог:

«Получилось ли у нас изобразить времена года? Можно использовать такой способ изображения окружающего мира с детьми? Какие могут быть сложности? Какие варианты заданий с этими рисункаами можно дать детям?»

4. Заключительная часть.

Педагог-психолог:

«Когда вы будете работать с детьми, конечно нужно будет обратить их внимание на то, что листья осенью не только желтого цвета, небо не только голубое и так далее, развивайте творческое воображение, фантазию ваших детей. Можно будет обменяться рисунками и дополнить их, вернуться к ним позже, добавить сюжетную историю с помощью например, аппликации. В заключение я хочу подарить вам на память о сегодняшнем занятии маленькое стихотворение. Плодотворной работы и творческих успехов! Благодарю за внимание.»

Педагог-психолог раздает открытки ( в форме снежинки или разноцветных листочков).

Приложение.

Солнце в ладошке, тень на дорожке,

Крик петушиный, мурлыканье кошки,

Птица на ветке, цветок у тропинки,

Пчела на цветке, муравей на травинке,

И рядышком — жук, весь покрытый загаром,

И все это мне, и все это — даром!

Вот так — ни за что! Лишь бы жил я и жил,

Любил этот мир и другим сохранил.

Литература:

  1. Т.Л.Шишова. О чем свидетельствуют детские рисунки? - М.: Лоза, 2007.

  2. Е.В.Шитова. Практические семинары и тренинги для педагогов. - Волгоград.- Учитель. 2009.

3.Журнал «Справочник педагога-психолога» - М.: издательский дом МЦЭФР.-№ 10, 2010.


© 2015г. МБДОУ №1 "Красная шапочка". Все права защищены.