Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Курагинский детский сад № 1 «Красная шапочка  комбинированного вида

 662910, Красноярский край, Курагинский район, р.п.Курагино, ул. Комсомольская, д 128, тел/факс 2-35-31

Рекомендации для родителей.

Подготовка руки к письму.

Рисуем по клеточкам.

Пишем печатный алфавит.

Тренировка мелкой моторики способствует улучшению речи, координации, развитию внимания, зрительной и двигательной памяти.

Во время занятий следите за тем, чтобы ребёнок придерживался основных правил при письме:

Положение за столом:

- спина должна быть ровной;

- расстояние между туловищем и краем стола – 1,5-2см.;

- локти лежат на столе;

- колени согнуты под прямым углом;

- ноги стоят на полу или на подставке;

Положение тетради:

-нижний угол страницы , на котором пишет ребёнок, должен находиться напротив середины груди;

- расстояние от края стола (слева или справа) – 15 -20см.;

- угол относительно края стола – 45 градусов ( для правши) и 60 градусов (для левши);

Положение карандаша (ручки):

- держать пишущий инструмент надо тремя пальцами, приэтом он должен лежать на верхней фаланге среднего пальца и фиксироваться большим и указательным пальцем;

- расстояние от кончика карандаша (ручки) до конца указательного пальца – 1,5 -2 см.;

- конец карандаша (ручки) направлен на плечо.

Успехов Вам и вашему ребёнку!

                                                                                                    Консультацию подготовила Решетникова Л.С.

Для заинтересованных родителей о развитии речи.

Развитие речи – это долгосрочное вложение сил, эмоций и знаний.

Чтобы этот процесс протекал быстро и гладко, взрослым необходимо стать самыми активными его участниками. Развитие речи не заканчивается никогда, оно продолжается всю жизнь! 

Хорошо, если в  6, 5 лет ребенок умеет:

-правильно произносить все звуки,  словарь ребенка достигает 3000-3500 слов;

- употреблять слова, обозначающие признаки предметов. 

Например: на вопрос «Расскажи все, что ты знаешь о столе» ответит, что стол сделан из дерева, ломается, горит, бывает письменным, обеденным, журнальным;

-называть группы предметов обобщающим словом: ягоды,  деревья, обувь (не «башмаки»), посуда, инструменты, головные уборы, одежда, продукты и т. д.) и знает, что транспорт бывает наземный (машина, трамвай…..), подземный, водный, воздушный,  подземный;  животные  бывают дикие и домашние; 

- изменять слова (это окна, нет окон, это люди, нет людей, думаю о людях) и образовывать новые: шляпка из соломы  - соломенная, графин из стекла – стеклянный, салат из мяса – мясной(относительные прилагательные);  у лисы хвост – лисий, у медведя уши – медвежьи, следы волка – волчьи (притяжательные прилагательные);

- использовать в речи антонимы (сладкий — соленый, светло — темно,  широкий – узкий, высокий – низкий, веселый – грустный и т.п.);

- определить  4-й лишний предмет  и обстоятельно объяснить, почему он лишний, используя  умение обобщать, выделяя главный признак;

- подбирать  синонимы  (мальчик веселый, радостный; погода хмурая, дождливая);

-  отгадывать сложные загадки;

- понимать  образные выражения и объяснять  смысл пословиц;

- использовать  разные слова для обозначения одного и того же предмета (зайка, заяц, зайчонок, заинька);

- может образовать названия профессий (строит — строитель, учит — учитель);

- составить рассказ по картинке из 5-6 предложений, описывая не только действующих лиц, но природу и погоду;

- регулировать силу голоса, интонационную выразительность; критически относиться к грамматическим ошибкам, контролировать свою речь;

-слышать  неправильно произносимые звуки у других детей.

Просто здорово, если:

-в  речи ребенка присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.);

- полностью усвоена слоговая структура слов: ребенок не путает звуки в словах, не переставляет слоги, правильно употребляет разные окончания;

-с первого раза может повторить сложные по слоговой структуре слова:милиционер, сковорода, велосипедист, дрессировщик.

Может повторить словосочетания:

Водопроводчик  чинил водопровод.

Милиционер регулирует  уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

                                                                     Консультацию подготовила Решетникова Л.С.

Для обучения навыкам чтения и письма

(обучение грамоте) важно уметь:

самостоятельно определяет наличие и место звука в слове;

- отбирать  картинки, вспоминать слова с заданным звуком;

- выделять ударный гласный;

- определять первый и последний звуки в слове;

- определяет количество слогов в слове;

- уметь делать звуковой анализ слова (определять количество звуков и их  характеризовать: гласный, согласный – твердый, мягкий). Это залог грамотного письма;

-уметь называть только первое слово в предложении, только последнее, второе  и т. д.  Определять количество слов в предложении (и не путать это с определением количества слогов);

-писать печатные буквы русского алфавита (не прописные);

-правильно  использовать предлоги: из-за, из-под, около, между, перед, возле, за и другие;

- разгадывать ребусы и кроссворды;

- знать времена года, месяцы, дни недели.

Если  Ваш  ребенок  умеет  больше половины,  это неплохо! У Вас еще есть время помочь ему овладеть всеми умениями и навыками.

Но самое главное, чтобы со всем этим объемом знания и умений справиться, ребенок  должен быть здоров!

Здоровый ребенок усвоит все без особых проблем.

Если что-то дается очень туго – консультируйтесь с неврологом, логопедом, потому как нарушения в развитии речи – это микронарушения в центральной нервной системе, поскольку Речь – это высшая нервная деятельность, функция ЦНС.

Будьте внимательны к заданиям воспитателей и логопеда, непременно читайте своим детям книги!

Речь – это повозка, на которой едет мышление!

                                                                     Консультацию подготовила Решетникова Л.С.

Консультация для родителей.


  ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Когда идти за помощью к логопеду?

  Если хотя бы на один из вопросов вы ответите НЕТ, следует обратиться за помощью к логопеду.
  В 3 месяца ваш ребенок:
  Вздрагивает при внезапном звуке?
  Умеет издавать звуки?
  Смотрит на вас с интересом, когда вы разговариваете с ним?
  Улыбается вам в ответ?
  Узнает голос матери?

  В 6 месяцев ваш ребенок:
  Поворачивается на звук?
  Издает несколько разнообразных звуков?
  Подражает и повторяет свои собственные звуки?
  Пытается взглядом и/или звуками привлечь ваше внимание?
  Гулит и улыбается в ответ на изменение выражения вашего лица?

  В 9 месяцев ваш ребенок:

  Тянется, чтобы его взяли на руки?
  Откликается на свое имя?
  Пытается «заговорить» с вами? (баба, гага)
  Мелодично гулит («напевает»), когда играет один?
  Поворачивается на голос (услышанный разговор)?
  Радуется, когда с ним играют, и «участвует» в разговоре?
  Понимает, когда ему говорят «нет»?

  В 1 год ваш ребенок:
  Показывает пальцем на предметы вокруг?
  Повторяет ваши жесты (машет рукой на прощанье) или уже самостоятельно пользуется ими?
  Пытается показать, чего ему хочется, с помощью движений и издаваемых звуков?
  Протягивает вам игрушки, чтобы вы на них посмотрели и/или поиграли?
  Радуется, когда с ним играют в прятки или ладушки, и иногда начинает игру самостоятельно?
  Понимает простые фразы?

  В 1,3 года ваш ребенок:
  Обычно смотрит на вас во время общения?
  Повторяет услышанные слова?
  Пытается говорить предложениями, однако, при этом заменяет реальные слова придуманными? 
  Произносит одно-два слова?
  Понимает простые вопросы и просьбы?  («А ну-ка принеси подгузник».«Где мячик?»)

 

  В 1,6 года ваш ребенок:
  Говоря, смотрит на вас и затем на предмет, о котором говорит?
  Говорит «нет»?
  Произносит десять и более слов? 

  Понимает смысл и сам использует названия знакомых предметов (мяч, кровать, свет) 
Иногда отвечает на вопрос «Что это?»?
В играх с партнером меняет манеру поведения?
Использует игрушки в ролевых играх?

  В 2 года ваш ребенок:
Умеет показывать части тела?
Пользуется описательными словами (голодный, большой, горячий)?
Говорит комбинациями из двух слов? (Я пойду.Еще печенья.)
Задает такие вопросы, как «Что это?»
С удовольствием выслушивает небольшие рассказы?

  В 3 года ваш ребенок:
Выполняет просьбы, состоящие из двух частей? (Пойди на кухню и возьми чашку)
Участвует в коротких разговорах?
Пользуется в общении предложениями из трех и более слов?
Рассказывает о том, что случилось в прошлом?
Задает вопросы, начинающиеся со слова «почему»?
Другие люди - не члены вашей семьи - понимают хотя бы половину из сказанного им?

  В 4 года ваш ребенок:
Правильно («по-взрослому») произносит целые предложения?
Рассказывает истории, которые легко понять?
Задает вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?
Задает множество вопросов?
Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он» и «она»?
Начинает разговор и может его поддержать, не отклоняясь от первоначальной темы?
При игре с другими может словами пояснить ролевые ситуации?
Другие люди - не члены вашей семьи - понимают три четверти сказанного им?

  В 5 лет ваш ребенок:
Может объяснить, как пользоваться тем или иным предметом?  Отвечает на вопросы, начинающиеся словами «когда» и «почему»?
Рассказывает о прошедших, предстоящих и воображаемых событиях?
Участвует в длительных и подробных беседах?
Другие люди - не члены вашей семьи - понимают почти все сказанное им?

Ранний возраст ребёнка можно ещё назвать  периодом чувственного познания мира. Ведь, рождаясь, человек умеет только ощущать, и лишь по прошествии времени эти ощущения анализируются и дают толчок новому витку развития.

Обращение к родителям, дети которых имеют в медицинских картах формулировку «Задержка речевого развития» (ЗРР). Обращение к специалистам, которые по долгу службы, так или иначе, сталкиваются с такими детьми. К сожалению, данные статистики неумолимы и с каждым годом количество таких детей увеличивается. Возникает вопрос – что делать с речью таких детей?

Раньше все советовали: «Подождите до 3,5 лет - заговорит». Да, безусловно, в большинстве случаев так и происходит, но, что за речь мы имеем в итоге? Почти наверняка, мы увидим скудный словарный запас, большинство звуков произносится неверно, интонации и модуляции голоса слабые, грубо нарушено различение близких по звучанию фонем, слоговая структура слова страдает, звукослоговой анализ осуществляется с большим трудом. В общем, налицо признаки дизартрического компонента в нарушении речи (т.е., признаки нарушенной работы нервной системы). Как минимум 4 из перечисленных признаков имеется у большинства детей четвертого года жизни, в медицинской карте которых ранее стояла ЗРР. А если к этому добавить двигательную расторможенность с неустойчивостью и дефицитом внимания, то, как вы думаете, будут проходить занятия логопеда с ребёнком в 3,5 года? Какие усилия будут нужны, как со стороны специалиста, так и со стороны родителей, чтобы приблизить состояние речи к норме?

Согласитесь, помидор, выращенный летом на грядке под солнышком отличается от своего тепличного собрата, и уж совсем несравним  по вкусовым качествам и полезным свойствам с искусственно выращенным и нашпигованным различными препаратами (для лучшей сохранности и красивого цвета) овощем.

Так почему же мы, специалисты, советуем пропустить такой благоприятный для освоения всего нового и чувственного, ранний возраст и подождать до  3,5 лет? А потом в 3,5 года начинаем учить ребёнка слушать, ощущать, анализировать услышанное и увиденное.  Почему нельзя в создать ребёнку  дополнительные условия для развития речевых предпосылок (коль природа где-то допустила погрешности)? Тем самым мы можем не просто облегчить дальнейшую жизнь ребёнку и родителям, но и в ряде случаев, провести профилактику речевых расстройств. Многие дети, получив дополнительные стимуляторы ощущений в этот период, смогут в дальнейшем самостоятельно компенсироваться (нагнать в развитии). А ведь на сегодняшний момент более менее сносная речь после 5 лет появляется с помощью мощных медикаментозных атак на организм ребёнка. Без них, к сожалению, сейчас коррекция речи дошкольников малоэффективна. Вот и получаем мы тот самый «нашпигованный овощ», о котором говорилось выше. Вроде говорит ребёнок чисто, а эмоции выдаёт такие, что родителей порой очень жалко, да и школьная программа по русскому языку даётся ой, как  сложно, что говорить о сочинениях или стихах любимым.

Отдельной строкой хочется остановиться на том, что сейчас большой популярностью пользуются различные  развивающие детские центры. Понятно желание родителей заниматься развитием своего неговорящего ребёнка.  Непонятно почему таким детям предлагают стимуляторы интеллектуальных способностей вопреки ступенчатости развития. Ведь ступень сенсорного (чувственного) развития является базовой, её и нужно развивать в первую очередь в раннем возрасте (особенно у детей с задержками).

Для того чтобы подытожить всё вышесказанное, хочу вернуться к первому абзацу.  Приходя в этот мир, человек сначала учится видеть, слышать и  трогать, а уже потом, совершенствуя свои зрительные, слуховые и тактильные ощущения, научается всему остальному, в том числе и речи. Поэтому хочется, чтобы родители понимали ценность тех или иных советов в отношении развития своего ребёнка. Задумайтесь, стоило ли ждать 5 лет.

                                                                                                           Консультацию подготовила Решетникова Л.С.
Мастер класс «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями речи»,

подготовили Решетникова Л.С., Афонина О.И.

План работы кружка "Говоруша", руководитель Решетникова Л.С. для детей второй младшей группы.

НОД итогового мероприятия по теме "Космическое путешествие".разработала Решетникова Л.С.

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи Решетниковой Л.С.

Протокол обследования ребёнка 5-6 лет ОНР разработала Решетникова Л.С.

Предварительная оценка состояния речевого развития детей подготовительной группы 2016-2017 уч. года разработала Решетникова Л.С.

Календарно – тематическое планирование фронтальной непосредственно образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, разработала Решетникова Л.С.

Документы учителя-логопеда в ДОУ.
Родительское собрание «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» подготовила  Решетникова Л.С.

План работы с родителями на 2016 – 2017 учебный год Решетниковой Л.С.

Предметно - пространственная развивающая среда

Мероприятия


© 2015г. МБДОУ №1 "Красная шапочка". Все права защищены.