Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Курагинский детский сад № 1 «Красная шапочка  комбинированного вида

 662910, Красноярский край, Курагинский район, р.п.Курагино, ул. Комсомольская, д 128, тел/факс 2-35-31

Рекомендации для родителей.

Подготовка руки к письму.

Рисуем по клеточкам.

Пишем печатный алфавит.

Тренировка мелкой моторики способствует улучшению речи, координации, развитию внимания, зрительной и двигательной памяти.

Во время занятий следите за тем, чтобы ребёнок придерживался основных правил при письме:

Положение за столом:

- спина должна быть ровной;

- расстояние между туловищем и краем стола – 1,5-2см.;

- локти лежат на столе;

- колени согнуты под прямым углом;

- ноги стоят на полу или на подставке;

Положение тетради:

-нижний угол страницы , на котором пишет ребёнок, должен находиться напротив середины груди;

- расстояние от края стола (слева или справа) – 15 -20см.;

- угол относительно края стола – 45 градусов ( для правши) и 60 градусов (для левши);

Положение карандаша (ручки):

- держать пишущий инструмент надо тремя пальцами, приэтом он должен лежать на верхней фаланге среднего пальца и фиксироваться большим и указательным пальцем;

- расстояние от кончика карандаша (ручки) до конца указательного пальца – 1,5 -2 см.;

- конец карандаша (ручки) направлен на плечо.

Успехов Вам и вашему ребёнку!

                                                                                                    Консультацию подготовила Решетникова Л.С.

Для заинтересованных родителей о развитии речи.

Развитие речи – это долгосрочное вложение сил, эмоций и знаний.

Чтобы этот процесс протекал быстро и гладко, взрослым необходимо стать самыми активными его участниками. Развитие речи не заканчивается никогда, оно продолжается всю жизнь! 

Хорошо, если в  6, 5 лет ребенок умеет:

-правильно произносить все звуки,  словарь ребенка достигает 3000-3500 слов;

- употреблять слова, обозначающие признаки предметов. 

Например: на вопрос «Расскажи все, что ты знаешь о столе» ответит, что стол сделан из дерева, ломается, горит, бывает письменным, обеденным, журнальным;

-называть группы предметов обобщающим словом: ягоды,  деревья, обувь (не «башмаки»), посуда, инструменты, головные уборы, одежда, продукты и т. д.) и знает, что транспорт бывает наземный (машина, трамвай…..), подземный, водный, воздушный,  подземный;  животные  бывают дикие и домашние; 

- изменять слова (это окна, нет окон, это люди, нет людей, думаю о людях) и образовывать новые: шляпка из соломы  - соломенная, графин из стекла – стеклянный, салат из мяса – мясной(относительные прилагательные);  у лисы хвост – лисий, у медведя уши – медвежьи, следы волка – волчьи (притяжательные прилагательные);

- использовать в речи антонимы (сладкий — соленый, светло — темно,  широкий – узкий, высокий – низкий, веселый – грустный и т.п.);

- определить  4-й лишний предмет  и обстоятельно объяснить, почему он лишний, используя  умение обобщать, выделяя главный признак;

- подбирать  синонимы  (мальчик веселый, радостный; погода хмурая, дождливая);

-  отгадывать сложные загадки;

- понимать  образные выражения и объяснять  смысл пословиц;

- использовать  разные слова для обозначения одного и того же предмета (зайка, заяц, зайчонок, заинька);

- может образовать названия профессий (строит — строитель, учит — учитель);

- составить рассказ по картинке из 5-6 предложений, описывая не только действующих лиц, но природу и погоду;

- регулировать силу голоса, интонационную выразительность; критически относиться к грамматическим ошибкам, контролировать свою речь;

-слышать  неправильно произносимые звуки у других детей.

Просто здорово, если:

-в  речи ребенка присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.);

- полностью усвоена слоговая структура слов: ребенок не путает звуки в словах, не переставляет слоги, правильно употребляет разные окончания;

-с первого раза может повторить сложные по слоговой структуре слова:милиционер, сковорода, велосипедист, дрессировщик.

Может повторить словосочетания:

Водопроводчик  чинил водопровод.

Милиционер регулирует  уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

                                                                     Консультацию подготовила Решетникова Л.С.

Для обучения навыкам чтения и письма

(обучение грамоте) важно уметь:

самостоятельно определяет наличие и место звука в слове;

- отбирать  картинки, вспоминать слова с заданным звуком;

- выделять ударный гласный;

- определять первый и последний звуки в слове;

- определяет количество слогов в слове;

- уметь делать звуковой анализ слова (определять количество звуков и их  характеризовать: гласный, согласный – твердый, мягкий). Это залог грамотного письма;

-уметь называть только первое слово в предложении, только последнее, второе  и т. д.  Определять количество слов в предложении (и не путать это с определением количества слогов);

-писать печатные буквы русского алфавита (не прописные);

-правильно  использовать предлоги: из-за, из-под, около, между, перед, возле, за и другие;

- разгадывать ребусы и кроссворды;

- знать времена года, месяцы, дни недели.

Если  Ваш  ребенок  умеет  больше половины,  это неплохо! У Вас еще есть время помочь ему овладеть всеми умениями и навыками.

Но самое главное, чтобы со всем этим объемом знания и умений справиться, ребенок  должен быть здоров!

Здоровый ребенок усвоит все без особых проблем.

Если что-то дается очень туго – консультируйтесь с неврологом, логопедом, потому как нарушения в развитии речи – это микронарушения в центральной нервной системе, поскольку Речь – это высшая нервная деятельность, функция ЦНС.

Будьте внимательны к заданиям воспитателей и логопеда, непременно читайте своим детям книги!

Речь – это повозка, на которой едет мышление!

                                                                     Консультацию подготовила Решетникова Л.С.

14 основных правил красивой речи

1.  При разговоре необходимо придать телу удобную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).

2.  Во время речи следует держаться естественно, желательно смотреть на собеседника.

3.  Перед началом речи сделайте вдох (при вдохе не поднимайте плечи) и сразу же начинайте говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.

4.  Четко артикулируйте, произносите гласные протяжно.

5.  Согласные произносите легко, свободно, без напряжения.

6.  В каждом слове выделяйте ударный гласный звук, произносите его громче и длительнее остальных гласных в этом же слове.

7.  Первое слово во фразе говорите тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.

8.  Длинные предложения делите на смысловые отрезки. Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово.

9.  Четко выдерживайте паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками.

10.  Избегайте монотонности. Говорите выразительно.

11.  Выдерживайте ровный умеренный темп и ритм речи. Говорите уверенно и спокойно.

12.  Не спешите с ответом. Сначала обдумайте высказывание.

13.  При неудачах остановитесь, успокойтесь и продолжайте говорить более медленно, пока не почувствуете уверенность в речи.

14.  Постоянно контролируйте себя: не делайте лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.

Логопед рекомендует  - 15 советов родителям с рождения ребёнка

СОВЕТ 1 –Развитию речи способствуетранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.

СОВЕТ 2 –Развитие речи ускоритпереход к твёрдой пище(для правильного формирования челюсти и уклада языка).

СОВЕТ 3 –Озвучивайте любую ситуацию.С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтомусопровождайте свои действия словами.

СОВЕТ  4 –Уважайте попытки ребенка говорить.Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.

СОВЕТ 5 –Не говорите в пустоту,смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.

СОВЕТ 6 –Не сюсюкайте!То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

СОВЕТ 7 –Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтомуговорите размеренно, четко.

СОВЕТ 8 –То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

СОВЕТ 9 –Способствует развитию речи иэмоциональное пересказываниесказок, обязательно сопровождающееся движением(как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).

СОВЕТ 10 –Уделите вниманиеразвитию общей и кистевой моторики(центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.

СОВЕТ 11 –Рисованиена вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т. д.

СОВЕТ 12 –Оберегайтефизическое и психическое здоровьеребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.

СОВЕТ 13 –Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

СОВЕТ 14 –Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

СОВЕТ 15 –ТОЛЬКО ВЫ!
Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

ТОП-20 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ ОТ ДЕТСКОГО ЛОГОПЕДА💚

Совет №1 — НАЧНЕМ С ВАС

Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

Совет №2 — ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ

Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.

Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Совет №3 — ГОВОРИТЕ ЧЕТКО

Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации — поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.

Совет №4 — ТО ЖЕ, НО ПО-РАЗНОМУ

Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

Совет №5 — НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ

Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Совет №6 — ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ — ЗАЛОГ УСПЕХА

Произносите новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается в десять раз лучше.

Совет №7 — ВСЕ ЧУВСТВА В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ

Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предмет разными способами. Если увидите, что ребенок взял предмет, сразу же назовите его несколько раз – четко и выразительно.

Совет №8 — В ОСНОВЕ РЕЧИ — СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ

Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!

Совет №9 — СТРЕМИМСЯ К РАЗНООБРАЗИЮ

Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая цепочку слов с другими согласными и гласными (дя-дя-дя, ма-ма-ма, ка-ко-ку).

Совет №10 — УВАЖАЙТЕ ПОПЫТКИ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ

Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Не сюсюкайте с ребенком, ведь вы не хотите потом переучивать его общаться нормально.

Совет №11 — УЧИТЕ В ИГРЕ

Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобится звукоподражание. Побуждаете вы, а не ситуация.

Совет №12 — НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЖЕЛАНИЙ РЕБЕНКА

Родители пытаются угадать желания своего ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.

Совет №13 — РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ

Ребенок владеет словом на двух уровнях:

понимает его – пассивный словарь,

говорит – активный.

Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.

Совет №14 — ВЕДИТЕ ДНЕВНИК

Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

Совет №15 — РАЗВИВАЙТЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Побуждайте различать близкие звуки, слова, отличающиеся 1 звуком (крыса-крыша).

Совет №16 — НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЕМ

Используйте слова типа «бух», «ням-ням», «ав-ав». Создайте основу для полноценной речи.

Совет №17 — ЧИТАЙТЕ …

Читайте короткие сказки, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.

Совет №18 — ПАЛЬЧИКИ НА ПОМОЩЬ РЕЧИ

Развивайте мелкую моторику – точные движения пальцев руки. Она тесно связана с развитием речи.

Совет №19 — БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И … ОСТОРОЖНЫ

Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

Совет №20 — ТОЛЬКО ВЫ!

Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

__________________________

#Логоэксперт #советыродителям  #звукопостановка

Семинар - практикум для родителей на тему:                «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях и её значение в исправлении речи детей».

Цели:

  1. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности в вопросах речевого развития  детей.

  2. Оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной гимнастики в домашних условиях.

  Задачи: 

1.  Активизировать знания родителей о значимости правильного развития артикуляционной моторики;

2.  сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;

3.  обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;

4.  познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;

5.  формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

6.  расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми. 

Оборудование: зеркала (по количеству присутствующих), мяч, ватные шарики, зубная щётка, чайная ложечка, карандаши, мелкие игрушки, чупа-чупс.

На семинаре используется презентация «Артикуляционная гимнастика»

  Ход семинара-практикума:

I. Приветствие  Игра «Знакомство».

  Участники, передавая  друг другу мяч, представляются (называют свое имя, имя своего ребенка)

II. Знакомство с темой:

  Тема нашего семинара «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях и её значение в исправлении речи детей».

  Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения разными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность и сила этих движений развиваются у ребенка постепенно.

  Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Процесс произношение звуков связан с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

  Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

  Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. В связи, с чем необходимо помнить о том, что  тесное взаимодействие логопеда и родителей, систематическое закрепление полученных навыков в домашних условиях значительно сократит время постановки звуков и введения их в речь.

  Комплекс артикуляционной гимнастики отрабатывается логопедом, и затем предлагается для занятий дома с родителями, так как заниматься необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Для этого, дорогие родители, Вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику правильно! Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться  с первого раза даже у Вас, ведь для их выполнения необходим определённый навык.

III.  Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:  - Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

- Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.  - Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.  - Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

IV. Организация проведения артикуляционной гимнастики дома:

- Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребѐнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребѐнка.

- Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

- Покажите правильное выполнение упражнения.

- Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

- Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

V. Практическая часть.

  Сейчас я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. Для этого вам понадобятся зеркала. Располагаем их так, чтобы вам хорошо была видна нижняя часть лица.

 

  1. Сначала познакомимся с органами артикуляции так, как это делают ваши дети. Логопед читает стихотворение, родители рассматривают свои органы артикуляции и выполняют действия по тексту.

ИГРА «СКАЗОЧКА-УКАЗОЧКА»Крупенчук О.И. Воробьева Т.А.

Подбородок тянем вниз,

Чтобы с челюстью отвис.

Там — к прогулкам не привык —

Робко прячется язык. 

Нѐбо вместо потолка

Есть во рту у языка.

А когда открылся рот,

Язычок пошѐл вперѐд.

Есть у губ одна черта —

В них улыбка заперта:

Вправо — правый угол рта,

Влево — левый угол рта.

Ты сильна, а не слаба,

Здравствуй, верхняя губа,

Здравствуй, нижняя губа,

Ты не меньше мне люба!

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края —

Всё про ротик знаю я!

 

  2. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

1.  Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.

2.  Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал)

3.  Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками).

4.  Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на Х, значит, ребёнок дует неправильно.

5.  После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

Важно! Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Упражнение «Чей ветерок сильнее?»

Цель: выработать целенаправленную воздушную струю.

Описание: вытянуть губы трубочкой, набрать воздух и с силой дуть на ладошку; выполни 3-4 раза.

Методические указания: воздушная струя непрерывная, щёки не надуваются.

Упражнение «Загнать мяч в ворота»

Цель: выработать целенаправленную воздушную струю.

Описание: вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (ватный шарик лежит на столе); ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», шарик должен оказаться между кубиков.

Методические указания: воздушная струя непрерывная, щёки не надуваются.

Упражнение «Сдуй снежинку»

Цель: выработать целенаправленную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу; сделать вдох и, как бы произнося долгий  звук Ф, сдуть «снежинку» (ватный комочек) с ладони. Повтори 3-4 раза, постепенно отводя ладонь со «снежинкой» на всё большее расстояние

Методические указания: нижняя губа не натягивается на нижние зубы; щёки не надуваются; необходимо следить, чтобы ребёнок не произносил звук Ф, а не Х; если у ребёнка не получается сделать язык широким, необходимо предварительно выполнить упражнение «Лопата» (см. далее).

Упражнение «Кто дальше загонит мяч»

Цель: выработать длительную направленную струю, идущую по средней линии языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу, и, как бы произнося звук Ф, сдуть ватку со стола.

Методические указания: нижняя губа не натягивается на нижние зубы; щёки не надуваются; необходимо следить, чтобы ребёнок не произносил звук Ф, а не Х; если у ребёнка не получается сделать язык широким, необходимо предварительно выполнить упражнение «Лопата» (см. далее).

3. При постановке звуков используются общие артикуляционные упражнения и специальные (для  определённых звуков).

  Далее родители под руководством логопеда выполняют некоторые артикуляционные упражнения, все упражнения основного комплекса предлагаются родителям в раздаточном и электронном вариантах.

ОБЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1.Упражнение «Забор» («Лягушка», Улыбка»)

Описание: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы.

Методические указания: зубы сомкнуты; мышцы щёк, губ сильно напряжены; необходимо следить, чтобы ребёнок не морщил нос; удерживать положение на счёт до 5.

2. Упражнение «Окно»

Описание: исходное положение «Забор», далее – медленно открыть рот.

Методические указания: верхние и нижние зубы хорошо видны; мышцы щёк, губ сильно напряжены; удерживать положение на счёт до 5.  Важно! Положение «Забор»-  «Окно» является исходным для всех остальных упражнений.

3.Упражнение «Трубочка» («Слоник»,«Хоботок»)

Описание: И.П.- «Забор» - «Трубочка», губы с напряжением вытянуть трубочкой.  Методические указания: губы плотно сомкнуты так, чтобы в центре не было дырочки; зубы сомкнуты; круговая мышца собирается в морщинки.

4. Чередование  «Забор» - «Трубочка»

Описание: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Методические указания: чередовать  под счёт «раз – два», удерживая каждое положение около секунды; переключение выполнить 5-6 раз; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

5.Упражнение «Накажем непослушный язык» («Месим тесто»)

Описание:  «Забор» -  «Окно», далее – спокойно положить язык на нижнюю губу и: пошлёпывая его зубами, произносить звуки «та-та-та»;      пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».

Методические указания: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык зубами (губами) надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.

6.Упражнение «Лопата» («Блинчики»)

Описание: «Забор» -  «Окно» » -положить широкий кончик языка на нижнюю губу.  Методические указания: язык должен быть спокойным (если не получается расслабить язык, можно его пошлёпать губами: «пя-пя-пя») и широким (его края касаются рта); нижняя губа не должна подворачиваться; верхняя губа должна обнажать зубы; удерживать на счёт до 5.

7.Упражнение «Иголка»

Описание: «Забор» - «Окно» » - высунуть язык наружу, сделать его напряжённым, острым, как иголка.  Методические указания: необходимо следить, чтобы кончик языка не загибался вверх;  удерживать на счёт до 5.

8.Чередование  «Лопата»-«Иголка»

Описание: из положения «Лопата» выполнить положение «Иголка».  Методические указания:  нижняя челюсть неподвижна; губы, насколько возможно, неподвижны; чередовать  под счёт «раз – два», удерживая каждое положение около секунды; переключение выполнить 5-6 раз; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

11. Упражнение «Качели»

Описание: «Забор»  -«Окно» -«Лопата» - «Парус»  - широкий кончик языка поочерёдно упирать то за верхние, то за нижние зубы.  Методические указания: движения чередовать 5-6 раз в темпе заданном взрослым; нижняя челюсть остаётся неподвижной; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

12. Упражнение «Лошадка

Описание: «Забор» - «Окно» -Лопата» - «Парус» - щёлкать языком.  Методические указания: выполнить 5-6 раз; нижняя челюсть остаётся неподвижной; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

  Мы разберём упражнения, из которых в дальнейшем складываются комплексы для коррекции конкретных звуков.

1.Упражнение «Мост»

Описание: «Забор»  -«Окно» - расположить язык за нижними резцами плоско; удерживать под счёт до 5.  Методические указания: если не получается, то нужно погладить язык ложечкой, похлопать по нему для расслабления мышц языка, пассивно ложечкой удержать язык распластанным.

  2.Упражнение «Почистим зубы»»

Описание: «Забор»  - «Окно» -

-кончиком языка сильно «чистим» (водим влево – вправо) за нижними зубами;  -кончиком языка сильно «чистим» (водим снизу-вверх от корней нижних зубов) за нижними зубами;  -кончиком языка сильно «чистим» (водим влево – вправо) за верхними зубами.  Методические указания: нижняя челюсть остаётся неподвижной; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

3.Упражнение «Киска сердится»

Описание: «Забор»  - «Окно» - кончик языка упереть за нижние зубы, спинку языка выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам; удерживать на счёт до 5.  Методические указания: необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не опускалась; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

4.Упражнение «Погладь киску»

Описание: «Забор»  - «Окно» - «Киска сердится»  - «почеши» язык зубами от корня к кончику; сделать 5-6 повторений.  Методические указания: губы остаются в положении «Забор».

5.Упражнение «Лопата копает»

Описание: «Забор»  - «Окно» - «Мост» - «Лопата» -широкий кончик языка немного поднимать вверх.  Методические указания: верхние зубы видны; необходимо следить, чтобы язык при подъёме не убирался в ротовую полость; выполнить в медленном темпе 4-5 раз; язык остаётся широким.

6. Упражнение «Вкусное варенье»

Описание: «Забор»  - «Окно» - «Мост» - «Лопата» - «Лопата копает»  -широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху - вниз  4-5 раз.  Методические указания: губы остаются в положении «Забор».

7.Упражнение «Болтушка» («Индюк»)

Описание: «Вкусное варенье» »  - широким передним краем языка по верхней губе производить движения вперёд – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её; выполнять сначала в медленном, затем в более быстром темпе, пока не послышится «БЛ-БЛ-БЛ…».

Методические указания: язык должен оставаться широким; язык должен облизывать верхнюю губу, а не «выбрасываться» вперёд.

8. Упражнение «Фокус»

Описание: «Вкусное варенье» - сильно подуть на кончик носа, на котором  лежит кусочек ваты (или  приклеена полоска бумаги (3*1 см)  и сдуть его. Методические указания: если упражнение выполняется правильно, то вата полетит вверх.

9. Упражнение «Чашка»

Описание: «Забор»  - «Окно» - «Лопата» - широкие края языка слегка загнуть вверх; удерживать на счёт до 5.  Методические указания: нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы; губы остаются в положении «Забор».

10. Упражнение «Маляр»

Описание: «Забор»  - «Окно» - «Лопата» - «Парус»  - широкий кончик языка продвигать по нёбу вперёд-назад; выполнить 4-5 раз.  Методические указания: язык не выходит из полости рта; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

11. Упражнение «Грибок»

Описание: «Парус» - «приклеить» (присосать) язык к нёбу; удерживать на счёт до 5.  Методические указания:  если не получается, можно медленно пощёлкать языком («Лошадка»); почувствовав, как язык «присасывается» к нёбу, оставить его там; губы остаются в положении «Улыбка»;  рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

12.Упражнение «Гармошка»

Описание: «Грибок» - не отпуская язык, с усилием опускать и поднимать нижнюю челюсть; повторить 5-6 раз.  Методические указания:  необходимо следить, чтобы язык не «отклеивался»; губы остаются в положении «Забор»; верхние и нижние зубы хорошо видны.

13.Упражнение «Молоток» («Барабанщики»)

Описание: «Парус» - стучать языком по альвеолам и произносить звук Д или Т (по рекомендации логопеда).  Методические указания: необходимо следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти; чтобы рот не закрывался при выполнении этого упражнения, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку зубной щётки прямоугольной формы (ручка должна быть не широкой, а узкой как линейка).

14. Упражнение «Заведём мотор»»

Описание: «Парус» - длительное произнесение звукосочетания «ДЫН-ДЫН-ДЫН-…»; в это время  быстрыми движениями прямого  (чистого!!!) указательного пальца ребёнка производить частые колебательные движения под языком из стороны в сторону (лучше, если ребёнок, во время выполнения упражнения,  лёжит на коленях у взрослого).  Методические указания: рот широко раскрыт.

    В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

  Вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Например, сказкой о Веселом язычке.

Сказка о Весёлом Язычке

lЖил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.

lПервая дверь - это губы. Давай её откроем (упражнение «Забор»).

lВторая дверь - это зубы. Откроем и её (упражнение «Окно»).

lЧто же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка (упражнение «Лопата»).

lНаконец он проснулся, потянулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголка»).

lПосмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).

lПогода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).

lПотом увидел наш Язычок лошадку, и захотелось ему на ней покататься (упражнение «Лошадка»).

lНагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение «Заборчик»), а затем первую - губы (сомкнуть губы).

  Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

  Таким образом, эти нехитрые упражнения способствуют развитию мышц артикуляционного аппарата, что подготавливает ребенка к произношению отсутствующих звуков, способствуют коррекции неверного звучания.

VI. Итог семинара:

- Уважаемые родители, предлагаем обсудить результаты нашей встречи!

- Какие трудности вы испытывали при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики?

- Какие упражнения дались вам особенно непросто?

- В чём важность дыхательной гимнастики?

- Обыграйте, пожалуйста, предложенные предметы, как варианты игрового проведения занятия с вашим ребёнком артикуляционной или дыхательной гимнастикой.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. «Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет» Издательство: Карапуз, год издания: 2003

2. Костыгина В. «Бу-Бу-Бу». Артикуляционная гимнастика (2-4 года) Издательство: Карапуз, год издания: 2007

3. Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по разви- тию моторики, дыхания и голоса у детей... « Издательство: Карапуз, год издания: 2000

Раздаточный материал:

Основной  комплекс  артикуляционной  гимнастики.

1.  «Окошко»: На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

2.  «Лягушка»:  Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

3.  «Хоботок»: Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

4.  «Бублик»:Выполнить упражнение «Хоботок» . Затем округлить  губы  так, чтобы были  видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удержать губы в таком положении на счет до пяти. 

5.  «Лопаточка»: Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

6.  «Накажем непослушный язычок»: Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его  «пя-пя-пя».

7.  «Иголочка»: Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым , как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

8.  «Качели»:Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

9.  «Чистим нижние (верхние)  зубы»: Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние (верхние)  зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

10.  «Киска сердится»:Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - вытянуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается

11.  «Часики»: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

12.  «Вкусное варенье»: Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху - вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

13.  «Чашечка»: Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

14.  «Фокус»: Положить на самый кончик носа маленький кусочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

15.  «Барабан»: Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук  д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться.

16.  «Маляр»: Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

17.  «Лошадка»: Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

18.  «Грибок»:Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная  связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр. «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

19.  «Гармошка»: Положение языка как  упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

20.  «Пароход»: Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «Ы-Ы-Ы-Ы-Ы». Необходимо следить, чтобы кончик  языка был опущен и находился в глубине рта.

21.  «Трубочка»: Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ

«УПРАЖНЕНИЯ С ШАРИКОМ» Автор данной методики С.В. Коновалова (диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел)

  1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо - влево.

  2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

  3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

  4. Крутить шарик лакательными движениями языка.

  5. Язык - «Чашечка», цель - поймать шарик в «Чашечку».

  6. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

  7. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

  8. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку. Примечание: Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

«УПРАЖНЕНИЯ С ЛОЖКОЙ»

  1. Язык - «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

  2. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

  3. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

  4. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

  5. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

  6. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

  7. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

«ИГРЫ С ВАТНЫМИ ШАРИКАМИ И БУТЫЛОЧКАМИ, СВЕЧКАМИ «ВОЗДУШНЫЙ ФУТБОЛ»

  Вытянуть губы вперѐд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребѐнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребѐнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

«ПОЮЩАЯ БУТЫЛОЧКА»

  Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребѐнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаѐтся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

Обратите внимание!

  1. Следите за тем, чтобы не надувались щѐки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.

  2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

«СВЕЧА»

  Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

«ФОКУС» («Снежинка на носу»)

  Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Усложнение: На кончик носа прикрепить кусочек кальки, ватки (1.5 см х 1,5 см) и сдуть его, при правильной воздушной струе он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно еѐ слегка увлажнить (провести по кончику языка ребѐнка).

Обратите внимание!

  1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.

  2. Не сжимать язы зубами.

  3. Выдох плавный, длительный.

Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков

«СЛАДКАЯ ЗАРЯДКА» (упражнения с чупа-чупсом).

  Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер.

  Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

  Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5 - 1 0 секунд.   Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

  Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

  Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.   Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"?

  Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Не забывайте по чаще хвалить малыша! Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводите артикуляционную гимнастику лучше всего в виде игры,  сказки. После того, как освоите несколько упражнений, можно придумать сказку, в которой присутствовали бы элементы гимнастики. 

Желаю успехов!

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ

Окошко

  • широко открыть рот - "жарко"
  • закрыть рот - "холодно"


Чистим зубки

  • улыбнуться, открыть рот
  • кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы


Месим тесто

  • улыбнуться
  • пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"
  • покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)


Чашечка

  • улыбнуться
  • широко открыть рот
  • высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)


Дудочка

  • с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)удерживать 5-10 сек


Заборчик

  • улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы, удерживать 5-10 сек.


Маляр

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо


Грибочек

  • улыбнуться
  • поцокатъ языком, будто едешь на лошадке
  • присосать широкий язык к нёбу


Киска

  • губы в улыбке, рот открыт
  • кончик языка упирается в нижние зубы
  • выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы


Поймаем мышку

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)


Лошадка

  • вытянуть губы
  • приоткрыть рот
  • поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)


Пароход гудит

  • губы в улыбке
  • открыть рот
  • с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."


Слоник пьёт

  • вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
  • "набирать водичку", слегка при этом причмокивая


Индюки болтают

  • языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."


Орешки

  • рот закрыт
  • кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
  • на щеках образуются твердые шарики - "орешки"


Рекомендации логопеда

Упражнения по развитию речи на летний период.

  Наиболее благоприятное время для работы с ребёнком - утром после завтрака или во второй половине дня после сна. Лучше отложить занятия, если ребёнок болен или плохо себя чувствует. При выполнении упражнений хорошо использовать наглядный материал, поскольку детям трудно воспринимать слова, оторванные  от изображения. Речь должна быть чёткой, ребёнку нужно видеть движения губ говорящего. И обязательно поощрять его, не употреблять слово «неправильно»!

  Особенности дошкольников таковы, что только при регулярных систематических занятиях можно добиться закрепления нужного речевого стереотипа.

  Работу следует проводить по таким направлениям:

* Развитие дыхания (игры, тренирующие силу и длительность выдоха):

- обдувать одуванчики несколькими короткими выдохами, а потом одним  долгим выдохом;

- пускать мыльные пузыри через соломинку ( разводить детский шампунь);

- надувать воздушные шарики;

- пытаться надуть игрушки, круги, мячи (надувные);

- учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;

- дуть на детские флюгера.

* Развитие мелкой моторики:

- самостоятельно застёгивать молнии, кнопки, пуговицы, шнурки;

- собирать, перебирать ягоды;

- помогать взрослому полоть грядки;

- выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп ;

- играть с глиной, мокрым песком;

- играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);

- собирать мозаику, конструкторы, пазлы;

- перебирать крупы;

- раскрашивать раскраски цветными карандашами;

- вышивать ( крупным крестиком);

- завинчивать гайки ( игрушечные и настоящие);

- плести из бисера;

- лепить из пластилина, пластика, теста.

* Развитие мышцы речевого аппарата :

- жевать мясо;

- жевать сырые овощи ( морковь, редис, огурцы) и фрукты ( яблоки, груши);

- сосать сухарики из хлеба, булки ( солёные);

- лизать эскимо.

* Расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи ( повторение предыдущих заданий логопеда) .

Игры и задания, способствующие развитию связной речи:

- подбирать определения ( «Какие бывают собаки? – Большие, служебные»);

- узнавать предметы по описанию ( «Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза.»);

- игра «Угадай, что я вижу» ( по описанию узнать задуманный предмет);

- называть слова с определённым слогом,звуком;

- составлять словосочетания и предложения с задуманными словами;

- игра «Найди словечко» (на кухне, на улице и т.д.);

- игра «А если бы…» ( А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка…);

- переделать известную сказку;

- придумать свою сказку 9 с опорой на картинки, ключевые слова);

- придумать продолжение сказки;

- рассказать сказку, изменив амплуа героев ( колобок-злой, лиса-добрая и т.д).

12 ИГРУШЕК, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАЗВИВАЮТ

Сколько замечательных, разнообразных, удивительных игр и пособий придумали и выпустили. Заходишь в магазин – и глаза разбегаются. Пообщаешься с другими родителями – и хочется бежать за новыми покупками.

Какие-то пособия более эффективны, какие-то менее.

Я хочу рассказать про 12 пособий, игрушек, игр, которые действительно развивают ребенка в разных возрастах.

1. Пирамидка (1 год – 3 лет)

Как ни странно, но пирамидка – очень мощное дидактическое пособие. Только вот задача, пирамидка должна быть правильной:

- у нее должен быть стержень – палочка, а не конус (дело в том, что конус не позволяет собрать пирамидку неправильно)

- дырочка в колечках должна быть одинаковой (есть такие пирамидки, когда у больших колец – очень большая дырка, такую пирамидку невозможно собрать неправильно, маленькие кольца, надетые раньше, просто проваливаются внутрь)

- устойчивое основание (т.е. штырек стоит, а ребенок на него спокойно надевает колечки)

- лучше всего, если все колечки одного цвета (потому что часто дети просто запоминают порядок цветов, но не понимают сам принцип)

С помощью пирамидки самых маленьких мы научим новым координационным действиям: снимать и надевать колечки

Позже мы научим их сравнивать: большой – маленький, больше – меньше

И только потом научим принципу сортировки: сначала самое большое колечко, теперь самое большое из оставшихся – и соберем всю пирамидку

А кроме того, можно считать, сравнивать с другими предметами (большому мишке – большое печенье –колечко, а маленькому мишутке – самое маленькое), надевать на пальчики, нанизывать как бусы и т.п.

2. Матрешка (1год – 4 года)

Матрешка продолжает идею пирамидки, но и позволяет на новом уровне ощутить понятие больше – меньше. Ведь тут маленькая матрешка оказывается внутри большой.

Первые манипуляции может с удовольствием выполнять самый маленький ребенок. А вот находить порядковое место нужной матрешки, считать, какая она с начала (от большой) и с конца (от маленькой), выстраивать двойные сравнения (больше этой, но меньше той) – это уже и 4 летке актуально

3. Вкладыши Монтессори (1 года – 6 лет)

На основе рамок – вкладышей придуманных Марией Монтессори создана масса игр и пособий. Конечно, лучше и эффективнее пользоваться действительно изначальным пособием. Дело в том, что то, что в нем фигуры не отличаются по цвету, и не проваливаются в дырки, а ровно вставляются в свои рамки. В этом заложены глубокие смыслы. Ребенок узнает фигуры не по цветам, а по контурам – у него формируются образы фигур в памяти. Невозможно неправильно вставить фигурку – она никуда не провалится, а «окошко» не закроется.

Но что же делать с пособием после того, как ребенок научился правильно соотносить рамку и вкладыш? Что делать с подросшими детьми?

Теперь мы закрываем глазки и играем без зрения. Теперь наши руки должны научиться узнавать образы и фигуры.

А кроме того, рамки и вкладыши мы начинаем использовать как трафареты и штампы! Придавил фигуркой пластилин – получил красивый, выпуклый отпечаток. Обвел фигуру снаружи – получил контур. А можно изнутри рамку обвести – совсем другая работа для ручки и мозга. Покрасил с одной стороны вкладыш краской – получил отпечаток.

Ну, и кроме того, фигуры – прекрасный материал для развития мышления, узнавания свойств, сравнения и т.п.

4. Кукла или мягкая игрушка (1 год – 6 лет (минимум))

Разве это развивающее пособие? Еще какое! Дело в том, что куклу или мишку, котика и т.п. мы будем класть спать, кормить, мыть, лечить, возить и так далее. Эта игрушка - прообраз "я" ребенка. Именно так малыш начинает осознавать окружающий мир и самого себя в нем, развивать личность.

Не забудьте к кукле приложить несколько лоскутков ткани. Они станут и кроватью, и полотенцем, и парашютом…

5. Посуда (1 год – 5 лет (минимум))

Думаю, теперь понятно, что нужна и посуда. Дело в том, что для самого маленького ребенка процесс еды – очень значительное место в жизни занимает. Чувства голода и насыщение потом – очень сильные, яркие и важные ощущения. Да и много времени на это уходит. Так что и игры в это – очень нужны и важны.

Но не только начало сюжетной игры в кормлении. Это и мощнейшая ситуация для развития речи и мышления. В играх с детской посудкой хорошо работает мелкая моторика, а когда вы начнете готовить из крупы или песка – активно включатся сенсорные ощущения. Потом мы добавим пластилиновые колбаски и колобки, а через какое-то время начнут получатся и более сложные продукты.

Игра с посудой стимулирует и счет (сколько у нас гостей: один, два, три), и формирование логических операций (хватит ли нам 3 тарелки), и закладываются операции сложения – вычитания, деления и умножения, решения задач (если каждому разложит по 2 ягодки на тарелку, сколько всего ягодок нам нужно).

Игры с посудой и творческое дело: нарисовать, украсить, красиво сервировать – тут есть прекрасные поводы для включения воображения и фантазирования.

6. Разные мячики (1 год и без ограничения)

Самые разные мячики от малюсенького каучукового, который хорошо прыгает и помещается в маленькой ладошке, до большого резинового и огромного пляжного надувного. Это и развитие физическое (множество разных навыков), и мышление можно и нужно включать (сравнения, классификации, функции, задачи и т.п.)

7. Деревянный конструктор (1 год – 6 лет (минимум))

Самые обычные блоки: кирпички, призмы, цилиндры. Сначала – это будут просто манипуляции: башенки, заборчики. Потом он очень пригодится для первых сюжетных игр: сделать стол для куклы, стул для мишки, построить гараж для машинки…

Сами детали – отлично пособие для развития мышления: а найди мне детальку, у которой 3 угла (сначала играем не с объемными телами, а на плоскости, то есть, положив детали на поверхность стола), а найди большой квадрат и т.п. Если у вас достаточно большой набор, он вполне может заменить блоки Дьенеша

А потом начинаются миры. Когда вдруг вырастает лес или город, появляется ферма или космический корабль. А всего-то – немного фантазии, опыта и деревянные детали.

С помощью большого набора можно осваивать и математику: прекрасный счетный материал, геометрия опять же, симметрия и т.п.

8. «Сложи узор» Б.П. Никитина (1.5 года – 6 лет)

Замечательная авторская игра Бориса Павловича Никитина. Идея почерпнута им у американского психолога Коса (Kohs Block Design Test), развита и скорректирована.

Игра позволяет развивать пространственное и логическое мышление ребенка, аналитико-синтетическое мышление, воображение. Начинать можно с самыми маленькими, постепенно переходя от более простых к более сложным заданиям.

9. «Сложи квадрат» Б.П. Никитина (3 года – 6 лет)

И снова авторская игра Бориса Павловича. Очень простая внешне, но скрывающая в себе значительный потенциал. Способствует формированию образов геометрических фигур, развитию пространственного воображения, математических и творческих способностей, логического мышления.

Постепенно переходя от квадрата к квадрату, от уровня к уровню, мы позволяем ребенку продвигаться дальше и дальше в своем развитии.

10. «Кубики для всех» Б.П. Никитина (4 года – без ограничения)

Сложное пособие. Многие родители пасуют перед ним. И совершенно зря :) Игра стимулирует ребенка думать, оперировать пространственными образами. Ведь дело приходится иметь с объемными фигурами. Это новая ступенька мышления и абстрагирования. Умение комбинировать эти кубики значительно сложнее обычной игры с конструктором, и развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению. Начинаем с самого простого. Да и использовать фигурки для построений в играх тоже полезно. И постепенно двигаемся дальше. Ведь игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.

11. Фигурки животных и людей (1 год – 6 лет (минимум))

Зверушки, человечки, разные персонажи. Они позволяют реализовывать разные игры, будь то ферма, африка, море или автобус. Ребенок создает игровой мир (сначала, конечно с помощью взрослых), и заполняет его персонажами: вот тут у нас живут рыбки, а тут малыш едет на машине к бабушке.

Это не только игра как таковая, фигурки - еще и пособие для развития. Ведь это и речь – мы называем самих персонажей, придумываем что-то про них, называем их «части» хвосты-копыта-рога-хоботы-горбы. Можем играть с классификацией – кто у нас бегает, летает, плавает. Можем тренировать внимание и память: кто пропал? Кто новый появился? Тренировать мышления, придумывая загадки – описания и т.п. А еще, эти фигурки прекрасно оживляют абстрактные логические игры, например, те, про которые шла речь выше.

12. Магнитная азбука (3 года – 5-6 лет)

Есть множество разнообразных по сложности и красочности пособий для обучения чтению. Но как показывает опыт, удобнее всего на начальных этапах именно магнитная азбука. Да и потом, когда первые слова уже прочитаны, весело и радостно оставлять друг другу коротенькие послания, подписывать рисунки и т.п.

Магнитные буквы хороши и для обучения письму. Дело в том, что буквы тут объемные, их можно пощупать, подержать в руке. Детям это облегчает освоение графического символа, а значит, потом, при письме, им будет проще его изобразить

КОПИЛКА СОВЕТОВ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

"Всестороннее развитие правильной речи"

Видимо каждую семью, где растет малыш беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте целом, и речевое развитие в частности.

 Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.

 Речи необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок должен слышать правильную, четкую речь, желательно, чтобы отец и мать разговаривали с малышом на одном, на родном языке. Очень важно, что именно, и в каком виде воспринимает слух ребенка в раннем и младшем возрасте, в наиболее благоприятные годы его жизни.

 Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата - важный шаг на пути к правильной речи.

 Артикуляционная гимнастика необходима для развития правильной речи.

Словарь

 Сколько слов должен знать ваш ребенок?

Какое количество слов может усвоить человек? Есть ли какие-то границы, количественные показатели для каждого возрастного этапа жизни человека? Такие пределы существуют.

Словарь каждого человека делится на пассивный и активный. Активный словарь охватывает слова, которые человек не только понимает, но и повседневно пользуется ими. Количество слов в активном словаре человека определяет богатство и культуру его языка. Пассивный словарь - это слова, которые человек понимает, но не всегда принимает. Пассивный словарь всегда больше активного.

Активный словарь малыша постоянно увеличивается, он составляет:

• до 1 года 6 месяцев - 10-15 слов;

• в конце 2 года - 300 слов;

• в конце 3 года - 1000 слов;

• в 4 года - 2 500 слов;

• в 5 лет - 3 500 слов;

• в 6 лет - 4 000 слов;

• в 7 лет - 4 500 слов.

 У взрослого человека словарь насчитывает 6 - 8 тысяч слов.

Качественный состав словаря у детей разного возраста неодинаков. Из всех частей речи в активном словаре ребенка преобладают именительные 50%, глаголы - 30%. Другие части речи ребенок употребляет не часто.Ребенок  в 5 лет очень любознательный, разговорчивый. Это способствует быстрому обогащению его активного словаря: быстро усваиваются прилагательные, числительные и другие части речи.

 Однако и в среднем дошкольном возрасте есть свои трудности в усвоении слов. Дети мало употребляют наречий, многосложных слов, слов для обозначения абстрактных понятий, обобщающих названий предметов, слов вежливости.

Активный словарь ребенка старшего дошкольного возраста приближается к словарю взрослого человека. Ребенок свободно пользуется всеми частями речи, правильно называет предметы,

явления, их признаки и свойства. Но и в языке старших дошкольников еще много неточно употребляемых слов.

Поэтому родители должны постоянно пополнять словарь ребенка новыми словами, постоянно уточнять, объяснять значения слов, активизировать пассивный словарь, добиваться замены диалектизмов словами литературного языка, обогащать детскую речь образными народными выражениями.

Таблица усвоения детьми звуков речи

 Ребенок растет и развивается. Соответственно происходит развитие его речи. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, словарь и грамматический строй. Относительно развития каждого из компонентов ознакомились в разделе "Возрастные особенности речевого развития ребенка". Помните, что каждый ребенок - индивидуален, соответственно, общее и речевое развитие у разных детей может иметь некоторые отличия. Одни дети в возрасте 4-5 лет уже четко произносят все звуки нашей речи, а у других отмечается нарушение произношения большинства звуков. Предлагаю Вам таблицу, в которой приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков нашего языка.

ВОЗРАСТ РЕБЕНКА ЗВУКИ РЕЧИ

От 1 до 2 лет А, В, Е, М, П, Б

От 2 до 3 лет В, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н

От 3 до 4 лет С, Ц

От 4 до 5 лет Ш, Ж, Ч, Щ

От 5 до 6 лет Л, Р

Возрастные особенности речевого развития

ребенка

Пятый год жизни.

 Словарный запас ребенка достигает 1500-2000 слов. В своих высказываниях ребенок использует почти все части речи. Ребенок продолжает усваивать обобщающие слова. Происходит интенсивное развитие грамматического строя речи, но ребенок еще может допускать грамматические ошибки: не всегда верно использует падежные окончания, иногда неправильно согласовывает между собой слова. Ребенок в этом возрасте начинает выражать личное мнение по поводу каких-то событий, рассуждает об окружающих предметах. С помощью взрослых ребенок пересказывает сказки, повторяет небольшие стихотворения. У большинства детей в этом возрасте улучшается звукопроизношение: правильно произносят свистящие звуки [с, з, ц], начинают произносить шипящие звуки [ш, ж, ч], но еще могут заменять их один-другом (например, шапка - "тяпка", желтый - "зовтий"). Звук р в этом возрасте дети еще могут заменять и, л или ль (например, рак - "йак", рыба - "либа", пирог - "пилиг").

Шестой год жизни.

 К концу шестого года жизни активный словарь ребенка составляет от 2500 до 3000 слов. Высказывания ребенка становятся более полными и точными. В пятилетнем возрасте дети самостоятельно составляют рассказ, рассказывают сказку, говорит об овладении одним из самых тяжелых видов речи - монологической речью. В высказываниях ребенка появляются сложные предложения (Папа смотрел телевизор, а мы с мамой читали интересную книгу). В речи ребенка появляются слова, обозначающие качество предметов, материал из которого они сделаны (Бумажный самолет, деревянный стол). Ребенок использует синонимы и антонимы. Ребенок уже правильно согласовывает существительные с другими частями речи. В речи пятилетних детей появляются притяжательные прилагательные (собачья лапа, заячьи уши), сложные предлоги (из-за, из-под). В этом возрасте ребенок уже овладевает разной сложности слоговой структуры слов: не пропускает слоги, не переставляет их местами. Значительно улучшается звукопроизношение. Большинство детей уже правильно произносят шипящие звуки [ш, ж, ч] и звуки [р, рь.] Но у некоторых детей еще могут отмечаться замены тех или иных сложных звуков, или искажение их правильного произношения.

Нарушения речи у детей 6 - летнего возраста

Речь ребенка должна быть сформированным до пяти лет.

 Но часто встречаются нарушения: заикания, неправильное произношение звуков, шепелявость. Дефекты звукопроизношения обязательно приводят к ошибкам при письме.

Бывает, что ребенок умеет произносить правильно изолированный звук (напр. [ш]), но в словах пропускает его или заменяет. (Шапка - тяпка).

Иногда ребенок не может произносить звуки [ш, ж, ч, щ, г], потому что у нее «пришита подъязычная уздечка», вялый язык и не может его поднять вверх. Чтобы проверить это - попросите ребенка облизать верхнюю губу.

Проблемой является и заикание.

Поэтому, уважаемые родители, не перегружайте детей в букварный период. Будьте терпеливы, не нервничайте и не подгоняйте детей. Постоянно следите за правильностью речи детей.

Чрезвычайно важно своевременно помочь ребенку в исправлении речевых недостатков. Помощником в решении этой проблемы для ваших детей станет логопед.

Что нужно знать родителям?

 ЯЗЫК - неисчерпаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. К.Д. Ушинский образно назвал родной язык народным педагогом, наставником и воспитателем. Слово воспитывает, обучает и развивает ребенка. Под влиянием языка совершенствуются чувства, восприятия, обогащаются знания об окружающем мире.

 Важная роль в формировании личности ребенка, в частности развития его языка, принадлежит семье. Ведь первые слова, первые предложения малышка слышит и произносит в кругу родных людей-матери, отца, бабушки, дедушки. Однако некоторые из родителей считает, что ребенок начинает учиться литературному языку только в школе и не обращают должное внимание на формирование речи детей в дошкольном возрасте. Ученье языка начинается не тогда, когда ребенку дают букварь, а с первых звуков.

 Итак, взрослые должны стремиться к тому, чтобы обеспечить правильное речевое развитие ребенка, начиная уже с первых месяцев его жизни. Правильная речь помогает малышу устанавливать контакты с другими детьми, свободно передавать свои мысли и пожелания, способствует успешному обучению в школе.

 Малышей нужно учить правильно произносить звуки в словах, ставить ударение, пользоваться соответствующей интонацией, правильно дышать во время речи.

Дошкольников учат согласовывать слова в предложениях в роде, числе и падежах, правильно строить предложения.

У детей дошкольного возраста нужно воспитывать и общую культуру речи: умение слушать обращенную к ним речь, смотреть в глаза собеседнику, не перебивать взрослых, не вмешиваться в их разговор.

Родители ни в коем случае не должны оставаться равнодушными к речевым недмостатка своих детей.

 В кругу своей семьи взрослые понимают ребенка с полуслова и он чувствует себя уверенно. Но с возрастом расширяется языковой круг общения ребенка и речевые недостатки препятствуют быстрой установке контактов со сверстниками, возникают различные осложнения, психологические проблемы. Недостаточно развита речь, бедность словарного запаса, проблемы в произношении звуков, отрицательно влияют на общее умственное развитие ребенка.

 Уважаемые родители! Вы должны ориентироваться в возрастных нормах развития всех компонентов речи (звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов), чтобы вовремя помочь своему ребенку и в случае необходимости обратиться к логопеду еще до обучения ребенка в школе.

Что должны знать дети

 У ребенка 5-го года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простые связи и точно воспроизводить их в речи.

 Их речь становится более разнообразной, точнее и богаче по содержанию. Дети обращают больше внимания на речь взрослых, стараются ей подражать. Увеличение активного словаря от 2500 до 3000 слов, создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее выражать свои мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для определения признаков и качеств предметов. Свои высказывания дети строят из 2-3 и более простых распространенных предложений.

Дети 5-го года жизни начинают овладевать монологической речью. В их языке впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными. У детей резко увеличивается интерес к звуковому оформлению слов. Прислушиваясь к словам, которые произносит взрослый, ребенок пытается установить сходство в их звучании. Соответственно, значительно улучшается их звукопроизношение. Полностью исчезает смягчение согласных и реже бывают случаи пропусков звуков, слогов.

 Большинство детей до 5-ти лет усваивают и правильно произносят свистящие [С, С, Ц, ДЗ], шипящие [Ш, Ж, Ч, Щ, ИП], сонорные [Л, ЛЬ, Р, РЬ] звуки. Правильно говорят многосложные слова, точно сохраняя в них составную структуру. Чаще верно употребляют в словах ударение, следуя литературной нормы произношения слов. На 5-м году жизни ребенок способен определить на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на заданный звук.

 Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение силы голоса, подмечать ускорения и замедления темпа речи, улавливать различные интонационные средства выразительности речи.

 Итак, до 5-лет у детей заканчивается процесс овладения звуковой стороной речи. Язык в целом становится чище и выразительней. Повышается речевая активность и дети все чаще задают вопросы.

Уважаемые родители! Следите, правильно и вовремя ли развивается звуковая сторона речи у вашего ребенка!

Речь взрослых - образец для подражания

 Речь взрослых - пример для детей. Успех речевого развития ребенка в первую очередь зависит от языка взрослых, которые его окружают с раннего детства. Малыш учится говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Известно, что ребенок дошкольного возраста легко подражает неправильное произношение взрослых, принимает местный говор, диалектизмы. Причинами ошибок в речи взрослых является влияние диалектного окружения и неумение отличать звуковую норму.

 Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание ее и запоминание. Сухая, монотонная речь не должна быть образцом для подражания. Выразительность обеспечивается интонацией, придает языку мелодичности. Интонация-это умение регулировать силу голоса, пользоваться логическим ударением, паузами, темпом речи. Нельзя кричать в разговоре с ребенком. Громкая, крикливая речь вызывает у дошкольников безразличное отношение к ее содержанию, раздражительность в поведении. Ребенок пытается ответить родителям таким же тоном и это придает языку оттенок грубости.

Следует соблюдать соответствующий темп речи. Не разговаривайте с детьми быстрым темпом, поскольку следить за таким языком родителей детям трудно, они отвлекаются, утомляются слушать, так воспитывается невнимательность к слову. Кроме того, когда ребенок подражает бистрому темпу речи родителей, у него может возникнуть заикание.

Речь родителей должна быть орфографически и грамматически правильной, произношение звуков должна быть четким. Ребенок быстрее научится говорить правильно, когда слышыт вокруг себя правильный, литературный язык.

 Настоящим сокровищем родного языка являются произведения устного народного творчества-поговорки, загадки, скороговорки, стихи, сказки. Взрослым необходимо принимать точные выражения, народные жемчужины в живую разговорную речь, изучать с детьми народные произведения.

 В развитии речи ребенка чрезвычайно важную роль играет хороший слух. Пониженный слух является препятствием к пониманию речи окружающих, а это задерживает развитие речевой активности детей. Родители должны беречь слух ребенка, следить за состоянием слухового органа. Нельзя говорить над самым ухом ребенка, нецелесообразно и целовать в ушко малыша. Снижает слуховое внимание ребенка постоянный шум в комнате, громкое звучание радио, телевизор, громкие разговоры взрослых. Первым признаком пониженного слуха является отсутствие реакции ребенка на язык людей, которые его окружают. Родители должны постоянно заботиться о сохранении слуха ребенка, развивать слуховое внимание, наблюдательность.

БУ ХМАО-Югры

«Центр социальной помощи семье

и детям «Апрель»

КОПИЛКА СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Видимо каждую семью, где растет малыш, беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте целом, и речевое развитие в частности.

 Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей его жизни.

 Речи необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок должен слышать правильную, четкую речь, желательно, чтобы отец и мать разговаривали с малышом на одном, на родном языке. Очень важно, что именно, и в каком виде воспринимает слух ребенка в раннем и младшем возрасте, в наиболее благоприятные годы его жизни.

Советы родителям

Важная роль в формировании личности ребенка, в частности в развитии его речи, принадлежит семье. Ведь первые слова, первые предложения ребенок произносит в кругу близких людей-отца, матери, бабушки, дедушки. Если мы любим своего ребенка, желаем ему добра и светлой судьбы, неужели равно отнесемся к трудностям, которые впоследствии вызывают нарушения речи! Неисправление речевых недостатков приводит к нарушениям и задержке общего развития ребенка, трудностям в восприятии и анализе учебного материала и реальных событий. Вот почему логопед всегда предупреждает родителей, пытаясь предостеречь их от легкомысленного отношения к проблемам речи их ребенка.

Составила логопед

отделения реабилитации несовершеннолетних

с ограниченными физическими и умственными возможностями

Дячук Людмила Сергеевна