Независимая оценка качества образования
Решаем вместе
Есть вопрос?
">
 

Обратная связь для гостей



Решаемвместе
Проблемысгосуслугами?
">
 

Опрос в рамках НОК проводится по ссылке на анкету для прохождения опроса для всех образовательных организаций района:

 

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSetG_TT8QXzV_p74E82OzeLvYm4TvpOTSQ3Z_GxrEBELBDJ7Q/viewform?usp=sf_link


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Курагинский детский сад № 1 «Красная шапочка  комбинированного вида

 662910, Красноярский край, Курагинский район, р.п.Курагино, ул. Комсомольская, д 128, тел/факс 2-35-31

       Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками

               с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы компенсирующей направленности.

     Для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи характерны не только системные отставания в развитии речи, но и нарушения нервно-психического развития. Это нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. А так же, недостаточная сформированность познавательной и социальной мотивации, что осложняет  освоение детьми коррекционной программы. 

Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, необходимо каждому ребенку. Одним из методов структуризации изученного материала, представления новых знаний и развитию логического мышления  выступают интеллект-карты.

      Причиной использования метода интеллект -карт в практике работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи явилась необходимость оптимизации образовательного процесса.

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.

Метод интеллект-карт – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

        Данный метод особенно эффективен для дошкольников, так как у них преимущественно развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод интеллект - карт помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия слово, предложение, текст, научиться работать с ними.

Составление интеллект-карт по закреплению и обобщению материала по еженедельным лексическим темам.

Общий алгоритм составления интеллект-карты:

1.В центре листа обозначается общая тема (фрукты, домашние животные, цветы и.т.п)

2. «Мозговой штурм» - подбор слов-ассоциаций  по теме.

3. От центрального рисунка отходят линии-мысли, по часовой стрелке.

3. Дети называют слова-существительные и изображают то, что назвали.

3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.

4. Составляется карта.

Далее при приобретении новых знаний по теме дети самостоятельно (всю лексическую неделю)  вносят дополнения в карту. В конце недели подводят итог работы (рассказ), с опорой на карту.

Интеллект-карта по изученной теме «Мебель»  

1. Лист расположен в горизонтальном направлении.

2. В центре выделена тема « Мебель».

3. От центра расходятся цветные линии-мысли.

4. Подбираются слова-ассоциации по теме:

-можно сидеть;

-можно лежать;

-можно поставить на что?

-можно поставить (положить) во что?

-из чего изготавливается;

- где используется.

5. От каждой ассоциации также отводятся ветви такого же цвета, что и первая ветвь.( заполняются по мере приобретения ребенком знаний по теме)

6. Подбираются и изображаются с помощью условных обозначений слова-признаки к каждому разделу темы.

7. Дети составляют предложения, рассказ.

Работа над составлением интеллект-карт по итогам  лексической теме «Мебель»


Обязательно буду продолжать работу с интеллект-картами, так как детям эта методика очень нравится  и даёт прекрасную возможность закрепления лексического материала. Создам условия для развития у воспитанников самостоятельности в выборе необходимого материала и его оформления.

                                                                                                                          Учитель-логопед Решетникова Л.С.

НАРУШЕНИЕ СЛУХА КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 

  В последнее время стремительно увеличивается количество детей с задержками речевого развития различного генеза. Одной из причин может быть нарушение слуха у ребенка, поэтому важно, чтобы логопед, к которому привели малыша, проведя свое обследование, порекомендовал родителям посетить с ребенком сурдолога, чтобы исключить нарушение слуха как причину задержки.

  Многие родители дошкольников отмечают, что их дети плохо воспринимают речевую информацию в шумных помещениях, в толпе, при включенном телевизоре, не понимают быструю, косноязычную речь и речь с большим количеством длинных и новых слов. На занятиях по подготовке к школе педагоги отмечают, что у таких детей есть снижение фонематического слуха.

  Специалисты выделяют четыре типа нарушения слуха:

  • Проводниковое. Этот тип нарушения дают повреждения, заболевания или неправильное формирование наружного и среднего уха. Часто причиной этого нарушения становится отит. Этот вид потери слуха может быть как временным, так и постоянным.

  • Нейросенсорное. Повреждение или неправильное развитие внутреннего уха или слухового нерва вызывают нейросенсорную потерю слуха. Нейросенсорная потеря слуха обычно является постоянной.

  • Смешанное. Это комбинации проводниковой и нейросенсорной потери слуха.

  • Центральное неврологическое. Возникает в результате повреждения слуховых центров мозга, которые искаженно и не в полном объеме воспринимают слуховые сигналы. Ребенок с таким типом повреждения слуха слышит, но не все понимает в услышанной речи. Это и есть нарушение, которое мы называем нарушением фонематического слуха.

  Родовые травмы, гипоксия во время беременности и родов, нарушения кровоснабжения мозга и другие патологические состояния в начале жизни ребенка часто и достаточно грубо нарушают работу слуховой системы, и в дальнейшем у ребенка возникают неврологические нарушения слуха, которые отрицательно влияют на развитие и обучение ребенка.

Основные симптомы неврологического нарушения слуха:

• ребенок плохо воспринимает обращенную речь в шумном помещении;

• ребенок плохо воспринимает речь по телефону;

• ребенок не может поддерживать долгую беседу;

• у ребенка трудности при запоминании сложных слов;

• у ребенка дефицит слуховой памяти (трудности с запоминанием звуковой информации);

• ребенку трудно поддерживать беседу, если его отвлекают другие звуки;

• ребенку сложно выполнить речевую инструкцию, если она состоит из нескольких пунктов;

• у ребенка возникают трудности при обучении чтению;

• ребенок с трудом воспринимает невербальную информацию (например, музыку).

  Для постановки диагноза «неврологическое нарушение слуха» необходимо исключить простое периферическое нарушение слуха. Если же оториноларинголог не находит патологии, а аудиометрическое исследование не выявляет снижение слуха, то проводится специальное исследование, в которое входят тщательное неврологическое исследование, электрофизиологические исследования, доплеровское исследование кровотока мозга, электроэнцефалография и др.

  Подходы к коррекции и лечению неврологического нарушения слуха можно разделить на три категории:

  1. улучшение восприятия ребенком слуховой информации;

  2. улучшение когнитивных и речевых навыков ребенка;

  3. улучшение качества слухового сигнала.

 

  Основные подходы к лечению известны. Это стимулирующая лекарственная терапия, массаж речевых точек и зон, занятия с логопедом. Детям с такой патологией полезны тренирующие слух процедуры и тренинги фонематического слуха

  ‼Педагоги и родители помогут ребенку, если будут говорить медленно, четко произнося все звуки, упрощая сложные фразы, используя зрительную поддержку в дополнение к речевой информации.

  Фрагмент из семинара Н. В. Нищевой.