Обратная связь для гостей



Решаемвместе
Проблемысгосуслугами?
">
 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Курагинский детский сад № 1 «Красная шапочка  комбинированного вида

 662910, Красноярский край, Курагинский район, р.п.Курагино, ул. Комсомольская, д 128, тел/факс 2-35-31

НАРУШЕНИЕ СЛУХА КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 

  В последнее время стремительно увеличивается количество детей с задержками речевого развития различного генеза. Одной из причин может быть нарушение слуха у ребенка, поэтому важно, чтобы логопед, к которому привели малыша, проведя свое обследование, порекомендовал родителям посетить с ребенком сурдолога, чтобы исключить нарушение слуха как причину задержки.

  Многие родители дошкольников отмечают, что их дети плохо воспринимают речевую информацию в шумных помещениях, в толпе, при включенном телевизоре, не понимают быструю, косноязычную речь и речь с большим количеством длинных и новых слов. На занятиях по подготовке к школе педагоги отмечают, что у таких детей есть снижение фонематического слуха.

  Специалисты выделяют четыре типа нарушения слуха:

  • Проводниковое. Этот тип нарушения дают повреждения, заболевания или неправильное формирование наружного и среднего уха. Часто причиной этого нарушения становится отит. Этот вид потери слуха может быть как временным, так и постоянным.

  • Нейросенсорное. Повреждение или неправильное развитие внутреннего уха или слухового нерва вызывают нейросенсорную потерю слуха. Нейросенсорная потеря слуха обычно является постоянной.

  • Смешанное. Это комбинации проводниковой и нейросенсорной потери слуха.

  • Центральное неврологическое. Возникает в результате повреждения слуховых центров мозга, которые искаженно и не в полном объеме воспринимают слуховые сигналы. Ребенок с таким типом повреждения слуха слышит, но не все понимает в услышанной речи. Это и есть нарушение, которое мы называем нарушением фонематического слуха.

  Родовые травмы, гипоксия во время беременности и родов, нарушения кровоснабжения мозга и другие патологические состояния в начале жизни ребенка часто и достаточно грубо нарушают работу слуховой системы, и в дальнейшем у ребенка возникают неврологические нарушения слуха, которые отрицательно влияют на развитие и обучение ребенка.

Основные симптомы неврологического нарушения слуха:

• ребенок плохо воспринимает обращенную речь в шумном помещении;

• ребенок плохо воспринимает речь по телефону;

• ребенок не может поддерживать долгую беседу;

• у ребенка трудности при запоминании сложных слов;

• у ребенка дефицит слуховой памяти (трудности с запоминанием звуковой информации);

• ребенку трудно поддерживать беседу, если его отвлекают другие звуки;

• ребенку сложно выполнить речевую инструкцию, если она состоит из нескольких пунктов;

• у ребенка возникают трудности при обучении чтению;

• ребенок с трудом воспринимает невербальную информацию (например, музыку).

  Для постановки диагноза «неврологическое нарушение слуха» необходимо исключить простое периферическое нарушение слуха. Если же оториноларинголог не находит патологии, а аудиометрическое исследование не выявляет снижение слуха, то проводится специальное исследование, в которое входят тщательное неврологическое исследование, электрофизиологические исследования, доплеровское исследование кровотока мозга, электроэнцефалография и др.

  Подходы к коррекции и лечению неврологического нарушения слуха можно разделить на три категории:

  1. улучшение восприятия ребенком слуховой информации;

  2. улучшение когнитивных и речевых навыков ребенка;

  3. улучшение качества слухового сигнала.

 

  Основные подходы к лечению известны. Это стимулирующая лекарственная терапия, массаж речевых точек и зон, занятия с логопедом. Детям с такой патологией полезны тренирующие слух процедуры и тренинги фонематического слуха

  ‼Педагоги и родители помогут ребенку, если будут говорить медленно, четко произнося все звуки, упрощая сложные фразы, используя зрительную поддержку в дополнение к речевой информации.

  Фрагмент из семинара Н. В. Нищевой.

Рекомендации логопеда родителям,  имеющим детей с задержкой речевого развития. (Примерные типы занятий для безречевых детей на лето).

  Уважаемые родители, программа составлена именно для Ваших занятий с ребенком. Мы убеждены, что организуя летнее время с учетом нижеследующих рекомендаций, Вы сможете добиться положительных результатов в развитии речи. Учитывая, что «летний воздух» благотворно влияет на развитие нервной системы, мы предлагаем проводить на улице большую часть дня, и большинство игр способствуют выполнению этой  рекомендации.

  Основные правила: опираемся на первоначальные возможности ребенка: если ребенок может и хочет повторить за Вами, это замечательно. Если не может или в данный момент не хочет, продолжайте занятия – Ваша информация войдет в его внутренний лексикон (пассивный словарь).

  Основная Ваша цель - максимум чувствительных (осязательных, тактильных) впечатлений при кратком, эмоциональном речевом комментарии. Например, ребенок копается в грязи, а Вы рядом: "Ух, ты какая грязь" с неподдельным восторгом.