Независимая оценка качества образования
Решаем вместе
Есть вопрос?
">
 

Обратная связь для гостей



Решаемвместе
Проблемысгосуслугами?
">
 

Опрос в рамках НОК проводится по ссылке на анкету для прохождения опроса для всех образовательных организаций района:

 

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSetG_TT8QXzV_p74E82OzeLvYm4TvpOTSQ3Z_GxrEBELBDJ7Q/viewform?usp=sf_link


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Курагинский детский сад № 1 «Красная шапочка  комбинированного вида

 662910, Красноярский край, Курагинский район, р.п.Курагино, ул. Комсомольская, д 128, тел/факс 2-35-31

Уважаемые родители, чьи дети не посещают дошкольное учреждение:

В рамках реализации муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», специально для Вас на базе нашего детского сада Курагинский детский сад №1 «Красная шапочка» начинает свою работу КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ПУНКТ, обратившись в который, Вы получите бесплатную квалифицированную помощь специалистов: заведующего, заместителя заведующего, старшего воспитателя, воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физвоспитанию, медсестры. Наши консультации направлены на оказание педагогической помощи родителям, поддержку всестороннего развития личности детей.
Специалисты помогут определить особенности развития Вашего ребенка для подготовки ребенка к поступлению в ДОУ, помогут решить проблемы общения как со сверстниками, так и со взрослыми. На консультацию к специалистам можно записаться по телефону: 8 391 362 35 31
Если у Вас нет возможности посетить наш консультативный пункт, то Вы можете задать интересующий Вас вопрос по электронной почте mbdou1@yandex.ru, и наши специалисты предоставят информацию на сайте нашего детского сада доу1.рф

Уважаемые родители!
В рамках реализации муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» предлагаем вам услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога). Будем рады вам помочь и проконсультировать по вопросам образования и развития вашего ребенка! Консультации можно получить:
- очно по адресу: пгт. Курагино, ул .Комсомольская 128
запись по тел. 2-35-31
Услуги оказываются родителям (законным представителям)на безвозмездной основе(бесплатно).
Состав консультативного пункта.
Митряшева Ольга Владимировна -заведующий МБДОУ.
Решетникова Любовь Силантьевна - учитель-логопед.
Яценко Оксана Ивановна - инструктор по физвоспитанию.
Мезенцева Екатерина Юрьевна - педагог-психолог.
Учайкина Мария Владимировна - старший воспитатель.
 Бармашова Татьяна Ивановна - воспитатель.
Долматова Ольга Ивановна - воспитатель.
Баскакова Татьяна Петровна - медсестра.
Режим работы консультационного пункта.
дни недели
запись на консульти
рование
заведующий 

медсестра

психолог
логопед
ст.воспитатель
воспитатель/
инструктор по физвоспитанию

понедельник

8.00-10.00

8.00-10.00

8.00-10.00



13.00-15.00

13.00-15.00

вторник




16.00

17.00

13.00

15.00


13.00-15.00

среда






13.00-15.00


13.00-14.00

четверг
8.00-10.00


8.00 -10.00

8.00-10.00


13.00
15.00



13.00-14.00
пятница




8.00

9.00

12.00
13.00



13.00-14.00

Возможность получения профессиональных консультаций специалистов федерального, регионального, краевого уровня для родителей.

1. Функционирует телефон единой «горячей линии» 8 800 444 22 32 для  получения  консультации экспертов федерального уровня, портала Растимдетей.рф с методическими материалами для родителей; разработаны и размещены по адресуhttps://ikp-rao.ru/konsultirovanie-roditelej/видеоролики с возможностью их трансляции в социальных сетях, информационных экранах в учреждениях.

2. Региональная общественная организация поддержки инвалидов «Радость» организует бесплатные консультации родителей лицс интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра по вопросам их трудового воспитания, профессиональной ориентации и трудоустройства. Информация о реализуемом ими проекте и ссылка для записи на консультацию размещены по адресу https://rooiradost.ru/podgotovka-detej-s-osobennostyami-intellektualnogo-razvitiya-k-trudoustrojstvu/

3. На базе КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социальное сопровождения» действует краевая служба консультирования (далее - служба). Для деятельности службы оснащены помещения для консультирования родителей, в том числе в дистанционном формате, обеспечено привлечение и повышение квалификации специалистов, обеспечивающих оказание консультативной помощи. В настоящее время обратиться в краевую службу можно по телефону (единый номер 8-800-700-24-04), по адресу электронной почты sluzhba.konsultirovaniya@bk.ru,записавшись  на  сайте

https://мыпомогаемродителям.рф.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ЗАПУСКА РЕЧИ

Переживаете, что Ваш ребенок не говорит?

Хотите заниматься дома, но не знаете с чего начать?

Собираетесь обратиться к логопеду?

  Если ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет так и не начал говорить, без помощи логопеда не обойтись, но кое-что вы можете сделать и самостоятельно.

  Главное условие занятий по развитию речи – непрерывность, обязательно нужно регулярно заниматься не только со специалистом, но и каждый день дома!

Для появления речи необходимо:

1.  Общение с взрослым, который называет предметы, помогает выразить чувства, сформулировать просьбы. 

2.  Содержательное общение: об игрушках, действиях, впечатлениях.

3.  Чтобы взрослые комментировали все свои действия.

Например, сейчас я буду варить кашку и тебя кормить.

4. Чтобы постоянно провоцировалась речь ребенка.

Например, чтобы получить что-то, ребенок должен выразить просьбу словами. Если он не хочет, сделайте вид, что вы не понимаете, что он у вас просит.  Он должен называть предмет! 

5.  Хорошая артикуляция (отсутствие недоразвития или нарушения артикуляционного аппарата).

Календарь посещения логопеда

➡В 1 год - логопед оценит понимание обращенной речи, усвоение ребенком основных правил коммуникации, артикуляционный аппарат ребенка.

➡В 2 года - логопед оценит активный словарный запас и степень понимания речи.

➡В 3 года - логопед оценит степень овладения фразовой речью.

➡В 4 года - логопед оценит развернутость речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения.

➡В 5 лет - логопед оценит правильность произношения звуков и готовность к обучению грамоте, состояние связной речи.

материал подготовила Решетникова Л.С.

КГПУ им. В.П. Астафьева запустил новый проект – «Университет успешного родителя»

КГПУ им. В. П. Астафьева запустил новый проект – «Университет успешного родителя». Родители детей могут получить бесплатную консультацию у сертифицированных специалистов Университетской психологической службы по вопросам воспитания, обучения, развития и социализации ребенка. 

Проект реализуется в рамках участия университета в федеральном проекте «Современная школа» Национального проекта «Образование». 

«В нашей стране с 2018 года в рамках Национального проекта "Образование" реализуется мероприятие, направленное на поддержку семей, имеющих детей. Благодаря проекту каждый родитель или желающий им стать имеет возможность получить консультацию по простым или сложным вопросам, связанным с воспитанием детей и подростков. Безусловно, сегодня можно найти ответы на почти все вопросы, используя ресурсы Интернета. Однако,  нет гарантии, что эти ответы взяты из достоверных источников и могут быть применены в столь тонком и ответственном деле как воспитание. В нашем университете, осуществляющем подготовку по всем направлениям педагогического и психолого-педагогического образования, работают высококлассные специалисты — ученые и преподаватели, которые как раз могут оказать грамотную, без риска отрицательных последствий для ребенка, квалифицированную консультацию и, тем самым, помочь и поддержать родителей детей», — Мария Валерьевна Холина, и.о. ректора КГПУ им. В. П. Астафьева

«Университет успешного родителя» направлен на повышения уровня компетентности родителей. Психолого-педагогическая, методическая и консультационная помощь предоставляется бесплатно. 

«Мы предлагаем консультационную помощь всем родителям, независимо от их места проживания в России. Наши специалисты готовы помочь справится с трудностями воспитания и образования ребенка. Сайт проекта уже работает и мы начинаем принимать заявки на консультации. После обработки заявки она попадет к  одному из ста специалистов, который будет компетентен помочь родителю с его проблемой, исходя из возраста ребенка», —Наталья Алексеевна Старосветская, руководитель проекта, директор института психолого-педагогического образования университета. 

 Записаться на консультацию можно 3 способами: 

Специалисты рассмотрят вашу проблему и направят на  консультацию очно или дистанционно.

В рамках  реализации национального  проекта «Образование»  начал работу федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей https://растимдетей.рф/ . На федеральном портале размещены актуальные информационные и методические материалы для родителей, инфографика, представлена возможность выбора учреждений для получения услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

  На краевом уровне созданы информационно-просветительские видеоролики для родителей, охватывающие разные сферы развития и образования детей. Видеоролики доступны для скачивания по ссылкам:

Консультации

РАННЯЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ИХ СЕМЬЯМ

Целью и, одновременно, ключевым средством ранней помощи является развитие эффективного функционирования ребенка через его вовлечение и участие в типичных ситуациях домашней и социальной жизни, и нормализация жизни семьи.

В последние 40 лет в мире активно развивается помощь детям в возрасте от рождения до 3-х лет, имеющим нарушения развития, ограничения жизнедеятельности или имеющим риск развития нарушений. Такая технология оказания помощи маленьким детям и их семьям носит название «раннее вмешательство». Уже более 25 лет в России внедряются программы поддержки семей и маленьких детей по программам раннего вмешательства, при этом в нашей стране для обозначения данного вида помощи принят термин «ранняя помощь».

В данной статье будут рассмотрены основные определения, используемые для описания технологии, методологические основы и принципы ранней помощи, организационные основы реализации ранней помощи.

Термины и определения

Ранняя помощь детям и их семьям - комплекс услуг ранней помощи, оказываемых на междисциплинарной и межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формированию позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей/воспитателей, в семье в целом, включению детей в среду сверстников и их интеграции в общество.

Услуга ранней помощи - комплекс профессиональных действий, направленных на оценку или мониторинг физического и психического развития ребенка целевой группы, его вовлеченности в естественные жизненные ситуации, взаимодействия и отношений с родителями/воспитателями и в семье в контексте влияния факторов окружающей среды, а также направленных на составление, реализацию и оценку эффективности индивидуальной программы ранней помощи, консультирование родителей и специалистов организаций образования, здравоохранения и социального обслуживания.

Ребенок целевой группы (ребенок, нуждающийся в ранней помощи) - ребенок в возрасте от рождения до 3 лет, имеющий ограничение жизнедеятельности или ребенок из группы риска, а также ребенок с ограничением жизнедеятельности в возрасте от 3 до 7 лет, не получающий дошкольное образование или получающий его в семье.

Ребенок группы риска - ребенок в возрасте от рождения до 3 лет с риском развития ограничений жизнедеятельности в связи с неблагоприятным воздействием биологических факторов или факторов окружающей среды, включая неблагоприятные социальные факторы.

Воспитатель - родитель, другой родственник или лицо, фактически осуществляющее непосредственный уход за ребенком, его воспитание и развитие, в том числе должностное лицо в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполняющее функции непосредственного ухода за ребенком, его воспитания и развития.

Семья - круг лиц, совместно проживающих с ребенком, включая родителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек и других близких родственников, а также, при проживании ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети и воспитатели группы проживания ребенка.

Естественные жизненные ситуации (ЕЖС) –повседневные жизненные ситуации дома, вне дома и в обществе, характерные для типично развивающихся сверстников.

Индивидуальная программа ранней помощи (ИПРП) - документ, оформленный в письменном и электронном виде, составленный на основании оценки ребенка и семьи, оценки факторов окружающей среды, содержащий цели ранней помощи, естественные жизненные ситуации, в которых планируется их достижение, перечень услуг ранней помощи, объём услуг, формы и места их оказания, сроки, указание ведущего специалиста и исполнителей программы.

Активность ребенка - выполнение задачи или действия ребенком.

Участие ребенка - вовлеченность ребенка в естественную жизненную ситуацию.

Функционирование ребенка - развитие функций организма ребенка; действия и деятельность, которые ребенок способен выполнять; участие ребенка в ЕЖС; участие ребенка в жизни социального окружения.

Ограничение жизнедеятельности ребенка- наличие у ребенка задержки развития или нарушения одной или нескольких функций организма, включая психические функции, функций, связанных с обеспечением подвижности, функций продукции голоса и речи, сенсорных функций, задержки развития или ограничения активности, и ограничения возможности участия в естественных жизненных ситуациях.


                                                                                                 Инструктор по физической культуре Яценко О.И

Скоро в школу.

Скоро в школу…

Скоро в школу... Через год ваш ребенок переступит порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой забывают  простую  истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

  В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого

  Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека.
  Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.
Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.
  Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться

  Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

  Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).
  Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка!
  И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе

  Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.
В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.
  В практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.

  Стремитесь к поддержанию дружеских отношений.  Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.
  Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.
Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.
  Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

  Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

7. Хорошие манеры ребенка - зеркало семейных отношений

  «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

  Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

  Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.
  Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения

  Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

  Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.
  Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.
  Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?
  Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.
  Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.
Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

  Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.
  Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...
  Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.
Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать.
Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

  

«Школа. Школьные  принадлежности»

1.  Расскажите ребенку о школе, о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы преподают в школе;

2.  Рассмотрите вместе с ребенком школьные принадлежности, поговорить о том, для чего нужна каждая из этих вещей;

3.  Задайте ребенку вопросы: что школьники кладут в пенал? в портфель?

4.  Сходите с ребенком в магазин, где продают канцелярские  товары, или на школьную ярмарку.

5.  Отгадать загадки и выучить по выбору.

Новый дом несу в руке.

Двери дома на замке.

А живут в доме том

книжки, ручки и альбом. (Портфель)

Черный Ивашка -

деревянная рубашка.

Где носом пройдет -

там заметку кладет. (Карандаш)

То я в клетку, то в линейку,

написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (Тетрадь)

Белый камешек растаял,

на доске следы оставил. (Мел)

6.  Дидактическая игра «Подбери признак»:

портфель (какой?) — кожаный, вместительный, яркий, большой; тетрадь, пенал, ручка…

7.  Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Ручка, резинка, мяч, пенал.

Портфель, тетрадь, учебник, яблоко.

8.  Дидактическая игра «Исправь ошибку в предложении» (употребление падежных окончаний имен существительных).У меня есть портфеля.

  У меня нет тетрадка.

  Я забыл дома линейкой.

  Я пишу ручки.

  Я рисую в альбом.

9.  Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Быть должны всегда в порядке твои школьные ...(тетрадки).

Чтобы было, где писать, в школе нам нужна... (тетрадь).

10.  Объяснить ребенку пословицы:

  Ученье — путь к уменью.

  Ученье свет, не ученье — тьма.

11.  Дидактическая игра «Собери портфель в школу» (назвать школьные принадлежности). Составляя при этом сложноподчиненное предложение:

  Я кладу в рюкзак пенал, потому что…

Я собираю тетради в клетку и в линейку, чтобы …. и т. д. 

Школа. Школьные принадлежности

1. Нарисуйте вместе с ребёнком школьные принадлежности:

ранец, пенал, букварь, тетрадь, карандаш, ручка и др. Пусть ребёнок подпишет картинки, сделает слоговой и звуковой анализ слов.

2. О каждом предмете ребёнок должен составить сложное предложение. Например:
Пенал нужен, чтобы носить в нём карандаши и ручки.

3. Побеседуйте с ребёнком о том, для чего дети учатся в школе.
4. Послушайте предложения и найдите в них ошибки.
- Кисточка рисовала Лену.

- Учебник учится по Саше.
- Пенал положил Олю в портфель.
- Ручка написала Тане письмо.
- Бумага резала Вову ножницами.
- Альбом оставил Таню на столе.
- Портфель поставил Кирилл под стол.

5. Ответить на вопросы:
сесть за парту - выйти (откуда?) из-за парты;
положить книгу на стол — взять книгу (откуда?) со стола;
поставить вазу на подоконник — взять вазу (откуда?) с подоконника;
ручка упала под парту — подняли ручку (откуда?) из-под парты;
войти в класс — выйти (откуда?) из класса;
спрятать карандаш в рюкзак — достать карандаш (откуда?) из рюкзака.

6. Игра «Скажи наоборот»:
длинная линейка — короткая линейка,
острый карандаш — тупой карандаш,
толстая книга — тонкая книга,
высокий мальчик — низкий мальчик и т.д.


  Подготовьте ребенка  к школе.


  1. Только позитивная информация о школе! Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Вот пойдёшь в школу, там быстро тебя воспитают».

  2. Ежедневно занимайтесь с ребёнком. Развивайте устную речь будущего школьника. Очень важно к началу обучения поставить произношение всех звуков. Следите за правильным произношением и дикцией детей. Разговаривайте с ребёнком по дороге домой, в садик, обсуждайте, что интересного увидел (увидела) он (она) во время прогулки. Каждый день читайте ребёнку, беседуйте о прочитанных произведениях, пусть ребёнок пересказывает содержание сказки, рассказа, рассказывает о том, что интересного узнал. Развивайте мелкую моторику кисти рук. Эффективны следующие упражнения: лепка (из пластилина и теста), рисование, штриховка, конструирование из различных деталей, перебирание крупы, катание, подбрасывание и удерживание мячиков (резиновых, пластмассовых, попрыгунчиков), нанизывание бусинок, пуговиц, набор петель на толстых спицах, шнуровка обуви. Будущий первоклассник должен владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, штриховать, не выходя за контуры предметов. Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире. Будущий первоклассник должен знать: своё имя, отчество, фамилию; свой возраст и дату рождения; домашний адрес, название страны, в которой живёт, и её столицы; имена и отчества родителей, информацию о местах их работы; названия дней недели, месяцев; времена года, их последовательность и основные признаки; основные виды деревьев и цветов; домашних и диких животных, их повадки и их детёнышей; виды транспорта (наземный, воздушный, водный). Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

  3. Уделите особое внимание развитию произвольности. Подготовленный к школе ребёнок умеет выполнять задание в соответствии с инструкцией: умеет определить цель, наметить план действий (что сначала, что дальше), найти и исправить ошибку, оценить работу. Учите ребёнка внимательно слушать, не перебивая, говорящего, выполнять действия по образцу, учите сознательно подчинять свои действия общему правилу. У каждого ребенка должны быть посильные домашние обязанности, выполняя которые ребенок заставляет себя делать то, что кажется трудным и неинтересным. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование.

  4. Формируйте у ребёнка умение общаться. Адаптация ребенка к школе пройдет быстрее, если у него будут сформированы навыки общественного поведения. В возрасте 6-7 лет ребенок должен внимательно, не перебивая слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, быть предупредительным с товарищами. Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребёнок взаимодействовать, сотрудничать с взрослыми, с детьми. Будущий первоклассник уважительно относится к взрослым; умеет слушать инструкции взрослого и выполнять задания по инструкции; умеет играть, подчиняя своё поведение правилам игры, нормам поведения: умеет договориться, включиться в игру, распределить роли, умеет, если надо, уступить, подчиниться. Если ребенок не умеет считаться с другими людьми, ему будет сложнее установить дружеские отношения с детьми, войти в школьный коллектив. Будущий первоклассник умеет ладить с ровесниками. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример родителей во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями, анализ поступков ребёнка, проговаривание правил и норм поведения также играют большую роль в формировании готовности к школе.

  5. Приучайте будущего первоклассника к школьному режиму. Прививайте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом; мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи.

Больших успехов Вашему будущему первокласснику!!!

Насколько важным в жизни ребенка является период перехода от детского сада к школе?

Обязанности родителей.

  6-7 лет – очень важный период в жизни ребенка. Это один из возрастных кризисов, когда ребенок проходит новый этап становления личности.   Формируется не только личность, но и какие-то семейные установки, с которыми ребенок идет в школу. А там совсем другие правила, другие нормы, другой коллектив. И нужно учиться соотносить свои личные и семейные ценности с ценностями нового сообщества. Поэтому все очень серьезно и довольно сложно. И спустя рукава к этому периоду в нашем современно мире относиться ни коем случае нельзя! Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. И от родителей требуется особое внимание.   В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг к другу. Родительское влияние в данный момент самое сильное, самое действенное. От родителей зависит многое, так как ребенка нужно приучить к самостоятельности, организованности, аккуратности. Именно этих качеств не достает нашим первоклассникам. К примеру, за время перерыва нужно приготовиться к уроку, сходить в туалет, отдохнуть. Звенит звонок, а дети все еще копаются в портфелях, щелкают пеналами. Поэтому все, что посильно ребенку дома, он должен делать сам: заправить кровать, убрать со стола, почистить свою обувь, поесть быстро и аккуратно. Особое внимание нужно обратить на режим дня. Взрослые должны хорошо усвоить, что к режиму дня детей приучают постепенно и настойчиво. Следует учить их не тратить много времени на режимные моменты, уметь поддерживать порядок в вещах, помогать по хозяйству. Важно развивать такие качества, как самостоятельность и активность, что является важным показателем готовности ребенка к обучению. Учителю хорошо видно, насколько уверенно и легко входят в учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности, и как много проблем утех, кто не умеет делать сам, ждет поддержки и помощи взрослых.   Именно поэтому у каждого ребенка должны быть посильные домашние обязанности, выполняя которые ребенок заставляет себя делать то, что кажется трудным и неинтересным. Взрослые должны знать, что именно трудности развивают в детях способности, необходимые для их преодоления.   Ответственность должна постепенно становиться привычной деятельностью. Это качество определяет готовность ребенка к обучению в школе. Учеба в школе – это ответственность перед семьей, перед самим собой. Адаптация ребенка к школе пройдет быстрее, если у него будут воспитаны навыки общественного поведения: вежливость, сдержанность, послушание. В возрасте 6-7 лет ребенок должен внимательно, не перебивая слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, быть предупредительным с товарищами. Если ребенок не умеет считаться с другими людьми, ему будет сложнее установить дружеские отношения с детьми, войти в школьный коллектив. Взрослые должны помнить, что средствами воспитания навыков общественного поведения являются: пример взрослых, справедливая оценка поступков ребенка, постоянные напоминания об общепринятых правилах поведения.

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из виду эмоциональную и социальную готовность, включающие в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи. Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе класса.

Часто родители дошкольников, рассказывая детям о школе, стараются создать эмоционально однозначный образ. То есть говорят о школе только в позитивном или только негативном ключе. Восторженные родительские отклики звучат обычно так: "В школе-то как интересно", "Отличником у нас будешь". Родители полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к учебной деятельности, которое будет способствовать школьным успехам. В действительности же ученик, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: ситуация неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, недостаточное внимание со стороны учителя, расхождение оценки учителя с привычной родительской оценкой, а также множество подобных ситуаций.

Другие родители, понимая, что не все в школе будет у ребенка получаться с первого раза, заранее готовят его к неудачам: "Давай старайся, в школе еще труднее будет", "Это еще маленькое задание, в школе будут больше задавать". Иногда образ школы используют как устрашение: "Вот учительница тебе двоек наставит", "За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут". Такие родительские напутствия вряд ли научат малышей настойчивости в преодолении трудностей. Скорее они подготовят почву для действительных двоек и небезупречного поведения. Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.

До 1 сентября еще есть время, начните подготовку с себя. Родители будущего первоклассника, как это не странно тоже нуждаются в подготовке «к школе». Самое очевидное – с переходом вашего дошколенка к школьной жизни значительно изменится и его режим дня. Поэтому родителям желательно обдумать заранее, как это скажется на каждом из членов семьи. Необходимо решить, где и с кем будет находиться ребенок после школы. Возможно, у вас возникнет необходимость научить ребенка пользоваться бытовой техникой, открывать замки, готовить себе нехитрый обед и , наконец, соблюдать «правила техники безопасности». Вам будет гораздо спокойнее, если подготовку к самостоятельному пребыванию первоклассника дома вы закончите еще до 1 сентября. Продумайте все возможные проблемы, с которыми может столкнуться ребенок, и предусмотрите возможности экстренной связи с родителями. А ребенку не придется в сложные первые школьные дни испытывать дополнительный стресс от начала «самостоятельной» жизни дома в течение нескольких часов.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что у ребенка могут возникнут сложности. Каждый родитель в глубине души надеется, что его ребенок будет успешным учеником, лидером. И первые же неуспехи, которые, к сожалению, бывают у всех детей , очень сильно разочаровывают родителей , и родители не могут скрыть обманутые иллюзии, сильно подрывая самооценку своего чада.

С поступлением в первый класс ваш малыш становится школьником и приобретает новые права и новые обязанности. И свой новый социальный статус ваш ребенок примется демонстрировать незамедлительно и прежде всего дома вам. Ваша терпеливая и понимающая позиция в этот период очень важна. Кроме того, надо быть готовым к тому, что к вашему ребенку и окружающие будут относиться иначе, более требовательно. И это касается не только кондукторов в общественном транспорте.

На что стоит обратить внимание:

Физическое состояние ребенка.

Если ваш ребенок имеет хронические заболевания или проблемы со здоровьем, то заняться их устранением и профилактикой здоровья будущего первоклассника лучше заранее. С началом учебного года физическая и психологическая нагрузка на ребенка возрастет и это может неблагоприятно отразиться на его самочувствии.

  Специалисты рекомендуют помимо обязательного обследования ребенка для сбора данных в медицинскую карту первоклассника посетить окулиста, если у ребенка есть наследственная предрасположенность к развитию заболеваний глаз или у него уже наблюдается снижение зрения. Посещение хирурга очень желательно тем дошколятам, у которых есть проблемы с осанкой и предрасположенность к развитию сколиоза.

Также родителям стоит обратить внимание не мелкую моторику ребенка и ее развитие. Да, да ту самую мелкую моторику, про которую упрямо твердят все специалисты по развитию малышей, начиная чуть ли не с самого рождения. Для школьника уровень развитие мелкой моторики тоже имеет значение. С началом учебы ребенку придется овладевать навыками письма, а это потребует от ребенка значительных усилий, и чем более развита моторика руки, тем этот навык будет даваться проще. Рисование, лепка, вышивание, пришивание пуговиц, нанизывание бусин, вырезание и составление аппликаций – все эти занятия будут очень полезны для развития ручек вашего дошколенка. Взрослым, кстати, совместные занятия тоже не повредят, тем более, что 6 летнего ребенка, в отличие от малыша не так-то просто увлечь. Ребенку (да и родителям тоже) перед началом учебного года не помешает отдых, смена обстановки. Очень хорошо, если семье удастся организовать себе каникулы, которые закончатся за недельку до 1 сентября.

Режим дня.

Режим дня – это очень важный момент. Неплохо узнать в школе, в которую пойдет ваш ребенок, какой график будет у него в первые месяцы учебы. И понемногу приучать будущего первоклассника к новой жизни, поднимать пораньше, как минимум. Заявлять изменения как «режим дня» не стоит, чтобы не травмировать детскую психику. Нужно просто потихоньку выстраивать летний досуг ребенка таким образом, чтобы он постепенно приближался к школьному распорядку дня. Если ваш ребенок посещал детский сад, то режим подъема и отхода ко сну для не будет новым. Если же нет, то родителям стоит позаботиться заранее о том, чтобы ранний подъем не послужил для ребенка дополнительным стрессогенным фактором.За несколько месяцев до начала учебы начинайте укладывать ребенка спать в определенное время. Конечно, будить ребенка летом каждый день в 7 утра без необходимости слишком жестокое испытание, но проследить за тем, во сколько ваш ребенок просыпается, и постараться приблизить это время к 8 - 9 часам утра возможно. Это значительно облегчит жизнь с началом учебного года.Режим дня ребенка изменится и во второй половине дня. Ребенку необходимо будет выделить время для домашних занятий. В первом классе официально не задают домашних заданий, но учитель, как правило, старается постепенно приучить ребят к этому.Если родители смогут организовать небольшое 20-25 минут время для занятий за несколько месяцев до начала учебы и регулярно посвящать этим занятиям время, то выполнение домашних заданий станет уже привычным делом для школьника. Это время можно посвящать занятиям на развитие памяти и внимания, мелкой моторики, чтению, счету. Получите двойную пользу.

Уверенность в себе.

Немаловажно, чтобы ребенок не испытывал чувства неуверенности в незнакомой обстановке. Удостоверьтесь, что ваш ребенок наизусть твердо знает свои фамилию имя и отчество, дату рождения, адрес. Давайте будущему школьнику возможность

самому сделать заказ в кафе или совершить мелкую покупку. Этот опыт общения с незнакомыми взрослыми будет ему полезен.

Мотивация.

  На вопрос «Хочешь ли ты в школу?» большинство дошколят ответят «Да!». Но, к сожалению, уже после недели обучения у значительной части первоклассников ответ на тот же вопрос меняется на «Нет!». Почему же это происходит? Чаще всего из-за того, что школа не оправдывает ожиданий детей.   Для вашего дошколенка школа представляется как некий идеальный образ, сложившийся на основе собственных впечатлений от занятий на подготовительных курсах, просмотра кинофильмов и мультфильмов, рассказов взрослых и даже мечтаний. Как же узнать чего ребенок ждет от учебы в школе? Как сделать так, чтобы его не ждало разочарование? Самое главное – не надо выставлять какие-то жесткие требования, например, учится только на «пятерки», а затем грозить наказанием за их невыполнение. Это ведет к тому, что ваш новоиспеченный школьник просто перестанет рассказывать вам о каких-то значимых вещах, о которых родителям необходимо знать – о своих отношениях с друзьями, например, а это уже начало мини-конфликта. Ребенку перед школой нужно рассказывать о том, зачем нужна учеба, объяснять на доступном ему уровне, почему необходимо учиться. Показывать, чем учеба помогла в жизни маме и папе. Ни в коем случае нельзя придерживаться стратегии наказания. Говорить, что за «двойку» ты будешь чего-то лишен или, еще хуже, поставлен в угол – это запрещенный прием. Это грозит разрывом коммуникаций в семье, то есть отсутствием понимания между родителями и детьми, во-первых, а во-вторых, снижением мотивации к учебе. Она будет ассоциироваться с негативом каким-то. У ребенка может появиться страх перед школой, боязнь совершить какие-то ошибки. Поэтому так делать нельзя!  

  Единственный способ выяснить это – говорить со своим ребенком. Расскажите о своей школьной жизни и о своем первом классе поделитесь с ребенком собственными впечатлениями и воспоминаниями. Расскажите смешные истории из своего школьного прошлого, расскажите про своих друзей - одноклассников. Устройте семейный вечер воспоминаний с просмотром фотографий вашей школьной поры. Удовольствие и пользу получит не только ваш будущий первоклассник, но и вы сами. Это, к тому же, повод побольше узнать о детстве близких людей. Настраивайте ребенка на успех в учебе, не пугайте неудачами. Старайтесь не употреблять фраз типа «Как же ты будешь учиться, если даже этого не можешь», «Ты так двойку получишь» и т.п.   Приводите положительные примеры и хвалите ребенка. Расскажите о собственных школьных успехах, но не перегибайте палку. Не сообщайте ребенку что его мама (папа) были круглыми отличниками (особенно если это не совсем правда). Расскажите и о сложностях, которые у вас возникали в школе и о том, как вы их успешно преодолели. Не забудьте донести до ребенка мысль, что главная цель походов в школу вовсе не использование новых красивых школьных принадлежностей, не поиск новых друзей и не избавление от детского сада, а учеба, приобретение знаний. И это его работа на ближайшее будущее. Работа увлекательная и очень нужная. Ведь без учебы невозможно стать профессионалом ни в одной области, а ведь ваш малыш так желает стать космонавтом (банкиром, программистом, врачам, актрисой). Приведите пример о том, как много интересного можно узнать на уроках в школе. Но не приукрашивайте, поскольку в первом классе ребенку, безусловно, не раскроют все тайны вселенной. Расскажите о чем-то, что вы узнали на уроках, и что вас сильно поразило в свое время. Или покажите научный «фокус». У пап обычно имеется целый запас таких физических и химических «фокусов» со школьных времен.

Поступление в первый класс - испытание не только для детей. Это - проверка на зрелость и для родителей. Мудрость, терпение, готовность учиться быть успешным родителем. Вот то, что должно оказаться в вашем багаже в пути по школьной дороге. Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Но это вовсе не означает совпадения их функций.   Немного огрубляя реальную ситуацию, можно сказать так: школа дает ребенку научные знания и воспитывает сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармоничного развития личности необходимо и то и другое.   Некоторые родители ограничивают свои воспитательные функции проводами ребенка в школу и обратно. Распространена и другая система отношений, при которой семья не дополняет, а дублирует школу. "Ну-ка покажи, как ты выполнил классную работу, - требует родитель. - Какая ужасная семерка! Сейчас же садись и напиши три строчки семерок!" И ребенок покорно садится писать цифры. Пишет, вместо того, чтобы играть с друзьями, рассказать родителям о своих радостях и огорчениях, отдохнуть. В чем же семья должна дополнять школу? Прежде всего, она призвана обеспечить ребенку эмоциональное общение, атмосферу любви, взаимопомощи и взаимопонимания. Бывает, что родители из "педагогических соображений" стараются не проявлять своей любви к детям слишком явно, считая, что в отношениях со школьником неуместны ласка, нежность. Это заблуждение подчас приводит к серьезным отклонениям в развитии личности. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастет замкнутым, неконтактным. В подростковом возрасте у таких детей нередко возникает острый конфликт с семьей, быстро распространяющийся на всех взрослых. Разумеется, бесконечные поцелуи - тоже, отнюдь, не лучший способ общения с младшим школьником. Но опыт показывает, что чрезмерное "заласкивание" детей этого возраста встречается куда реже, чем чрезмерно "деловые" отношения, сосредоточенные исключительно на уроках. Другая важнейшая функция семьи - воспитание у ребенка самостоятельности, ответственного отношения к своим обязанностям. Начинайте "забывать" о том, что ваш ребенок маленький. 'Чаше хвалите, восхищайтесь вашим малышом. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: "получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать". Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.

Нельзя всех детей мерить одной меркой: одни приходят в школу, знают и умеют очень многое, но звёзд с неба не хватают, другие – приходят, не умея ничего, но быстро постигают азы науки и выходят в лидеры. Это зависит и от способностей ребёнка, и опыта педагога, и правильных действий родителей.

И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас любимый.

Дорогие родители, пусть школа станет для вашего ребенка островом знаний, новых открытий, душевного комфорта и радости на долгие годы. Желаем вам и вашему ребенку успешного начала обучения и прекрасного незабываемого 1 сентября, когда ваш малыш пойдет первый раз в первый класс и станет школьником.

О  значимости логопедических занятий  и роли родителей в коррекционном процессе

  Для повышения эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательной школы необходимо своевременно выявлять, предупреждать и устранять имеющиеся у некоторых из них недостатки устной и письменной речи.

  Отклонения в речевом развитии детей имеют различные формы и степень выраженности. Школьные логопеды в основном работают со следующими речевыми дефектами:

1. Фонетический дефект – преимущественно искажённое произношение фонем или отсутствие каких-либо звуков вообще.

2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – когда у ребёнка имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи: наличие дефектов произношения, недостаточность фонематических процессов (дифференциация оппозиционных звуков(т-д, к-г, б-п…); несформированность анализа и синтеза звукового состава слова.

3. Общее недоразвитие речи (ОНР) – в этом случае нарушены все три компонента речевой системы: фонетика, лексика и грамматика.

ОНР – это самый сложный вид речевого нарушения, зачастую встречающийся у многих учащихся начальных классов. В процессе коррекции при ОНР необходимо восполнить пробелы: в формировании звукопроизношения, формировании фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова, словарного запаса, грамматического строя и связной речи.

Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в фонетическом и лексико-грамматическом развитии является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы. Необходимую в таких случаях специфическую помощь учащиеся с дефектами развития речи могут получить на занятиях с учителем-логопедом.

Неустранённые вовремя дефекты произношения, устной и письменной речи будут в дальнейшем препятствовать успешному овладению чтением, письмом и даже математикой в случае сложного речевого нарушения, когда у ребёнка возникают трудности в решении задач вследствие недостаточного понимания лексико-грамматической конструкции текста условия, когда ребёнок не может построить правильного ответа, объяснить своего решения.

    У некоторых родителей нередко создаётся впечатление, что речевые недостатки ребёнка со временем исчезнут сами собой без специального вмешательства. Нельзя запускать имеющиеся речевые дефекты. Вовремя неустранённый дефект не только сам не устранится, но и закрепится и исправить его будет гораздо сложнее.

  Очень важно участие родителей в коррекционном процессе, их заинтересованное отношение к  этому, желание исправить ситуацию.  От родителей требуется: соблюдение речевого режима дома (правильный речевой образец, систематические занятия по закреплению пройденного материала на логопедических занятиях).

  Исправление речи требует систематических, порой продолжающихся в течение длительного периода времени, занятий.

  Своевременное обращение за помощью к специалисту и активное участие в коррекционном процессе родителей (занятия дома, речевой режим, консультации у логопеда, обязательное посещение логопедических занятий) позволяет предупредить возникновение вторичных дефектов (нарушения чтения и письма), затрудняющих обучение в целом и нередко ведущих к трудностям социальной адаптации.

Что необходимо знать родителям о причинах школьной неуспешности.

  Основные диагнозы, с которыми родители могут столкнутся при неуспешности ребёнка в первом классе, это ДИСГРАФИЯ, ДИСЛЕКСИЯ, ДИЗОРФОГРАФИЯ, ОНР, ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ, ММД, ПШОП.Постараемся максимально кратко, в общем, охарактеризовать основные проблемы, встречающиеся у младших школьников с точки зрения дефектологии, логопедии и, частично, психологии.

 
ДИСГРАФИЯ – это трудности овладения письменной речью. Ошибки, которые дети делают при письме, в основном не связаны с правилами орфографии и не являются единичными, а встречаются часто. Они называются специфическими: пропуск согласных и гласных; замена букв, в том числе и в ударной позиции; замена букв, близких по звучанию и по написанию; неправильное написание предлогов и приставок, мягкого знака; несоблюдение границ предложения.

  ДИСЛЕКСИЯ – расстройство процесса чтения. При этом нарушении ребенок не может овладеть навыками чтения, (иногда даже на уровне слияния слогов), или автоматизировать этот навык, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие и сохранные слуховой и зрительный анализаторы. При чтении ребенок часто допускает те же ошибки, что и при дисграфии - не дочитывает правильные окончания слов, пытается угадать слово по нескольким первым буквам, пропускает буквы или заменяет их на другие.

  ДИЗОРФОГРАФИЯ – особая, к сожалению, наименее изученная, категория специфических нарушений письма. Проявляется в стойкой неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил. «Правила знает, но применить не может». Ребенок не видит «опасного» места. Начинает развиваться примерно с 3 класса. Особенно ярко проявляется при переходе ребенка из начального звена в среднее.    ОНР – общее недоразвитие речи. При этом состоянии все (или несколько) компоненты связной речи не соответствуют возрастным нормам: звукопроизношение, лексический словарь, грамматическое оформление речи, связная речь. Кроме того, недостаточность проявляется и в сформированности познавательных процессов: внимании, восприятии, памяти. Это тяжелое системное расстройство приводит к тяжелым последствиям, если ребенок не получает своевременную помощь.

  ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ – умение заставить себя делать «не то, что хочется, а то, что требуется в данный момент». Это касается и памяти, и умения сосредоточиться – концентрации внимания, а также различных видов деятельности. Недаром часто маленькие дети с лёгкостью запоминают стихи, какую-то информацию, но в школе не могут выучить заданное стихотворение. С удовольствием подолгу занимаются любимой игрушкой, но не могут сосредоточиться на домашних уроках.

  ММД - минимальная мозговая дисфункция. Термин сугубо медицинский и такой диагноз может поставить только врач. Прежде всего, этот синдром проявляется у детей, перенесших гипоксию (кислородное голодание). Играет роль и недоношенность.   По последним данным к этой категории относят детей с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, имеющих нормальный интеллект и легкие неврологические нарушения, не выявляющиеся при стандартном неврологическом исследовании, или с признаками незрелости и замедленного созревания тех или иных психических процессов.
  Картина ММД имеет много вариантов и изменяется с возрастом. Основные признаки синдрома наиболее ярко выступают у школьников в первые 2-3 года обучения. Большинство детей с ММД отличаются большой моторной активностью, особенно в раннем возрасте. Они не могут на длительное время сосредоточиться на чем-либо одном, легко отвлекаемы. Настроение быстро меняется от приподнятого до подавленного. Иногда возникают беспричинные приступы злости и не только по отношению к окружающим, но и к себе.   В начале школьного обучения у некоторых детей возникают трудности, не связанные с умственным дефектом или поведением: может быть нарушено пространственное восприятие, счёт и чтение (иногда эти процессы носят зеркальный характер). С возрастом появляются и нарастают трудности в абстрактном мышлении. Особенно частыми бывают речевые нарушения.   Коррекция ММД требует создания спокойной доброжелательной обстановки, ровного отношения к ребенку, как дома, так и в учреждении. Нельзя проявлять излишнюю строгость, требовательность, применять какие-то меры наказания. В то же время – нельзя ребенка излишне опекать. Это сложная задача и, как правило, без специальной помощи не обойтись.

  Часто ММД сопровождает патологию шейного отдела позвоночника
(ПШОП). Не всегда данные нарушения вовремя диагностируются. Важно выявить причину и особенности таких нарушений. Сделать это должен врач-невропатолог. Невропатология не относит ММД и ПШОП к серьезным дефектам, (детей с легкими функциональными отклонениями снимают с учета в год или в 3 года), но родители не должны думать, что это ерунда и все само пройдёт. К сожалению, если не проводится постоянная комплексная реабилитация ребенка, нарушения не исчезают, а лишь приобретают новые формы проявления, тяжело поддающиеся коррекции.

  Большое значение имеет психологическое состояние ребенка. Как он относится к своим проблемам? Как оценивает сам себя? А как, по его мнению, его оценивают близкие ему люди? Часто тестирование показывает, что мама или папа оценивают ребенка достаточно высоко с точки зрения его умственных способностей, но он этого не чувствует и считает, что его в семье считают несостоятельным.
Мало ценить что-то хорошее в наших детях, надо, чтобы они это знали и чувствовали.
  И, конечно, взаимоотношения в семье между всеми членами и с самим ребенком, его взаимоотношения в классе со сверстниками и учителями имеет очень большое значение. К этому прибавьте индивидуальные особенности развития вашего ребенка, его характера, эмоционально-волевой сферы, а также особенности воспитания в семье.  

  Работа самых опытных специалистов по самым совершенным методикам предусматривает индивидуальную оценку причин неуспешности ребенка. Вы, как родители, познакомившись с Заключением специалистов, должны, в рамках популярного доступного изложения, четко понимать:
- Что означает тот или иной термин?
- Каковы причины возникновения этих проблем?
- Что, зависящее от Вас, можно предпринять?
- Чего категорически нельзя делать в Вашем случае?

Влияние музыки на готовность детей к школе.

  Не так уж редко возникает ситуация, когда ребенок умеет читать и писать, но, тем не менее, оказывается не готовым к обучению в школе. Почему? Все дело в том, что интеллектуальная готовность прежде всего предполагает развитие познавательных процессов и наличие кругозора. К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, мышление, память, речь, воображение. К тому же ребенок должен уметь общаться, сравнивать предметы, выделять существенные признаки, делать выводы. Простым и в то же время эффективным средством обретения вышеперечисленных способностей является… музыка!

  В. А.Сухомлинский утверждал, что музыка – могучий источник мысли; без музыкального воспитания не может состояться полноценное умственное развитие ребенка. Благотворное влияние музыки на становление личности человека известно еще с древности. Пифагор говорил, что мир основан  посредством музыки и может управляться ею. Исследования последних лет в области физиологии мозга доказывают: музыка ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает работоспособность и  умственную активность.

  Рассмотрим, как виды музыкальной деятельности влияют на ребенка.

Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, ее красоте. А речь, как известно, является материальной основой мышления. Заучивание текстов совершенствует память. Благодаря разнообразной тематике песен совершенствуются познавательные способности.

  В музыкально – ритмической  деятельности ребенок, следя за развитием художественного образа, внимательно слушает произведение. Чем оно сложнее и объемнее, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее задействуется слуховое внимание. Кроме того, дети, используя движения, подходящие для той или иной песни или мелодии, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение. Важно и то, что. Нормализуя мышечный тонус, танцы улучшают взаимодействие между полушариями мозга. Благодаря им стимулируются одновременно такие процессы, как восприятие, внимание, память и мышление.

  Игра на музыкальных инструментах требует точных движений и согласованной работы рук. Таким образом, разрабатывается мелкая моторика

Особенно это важно при овладении навыками письма. Игра на музыкальных инструментах также может способствовать развитию пространственных представлений. Большинство инструментов могут задавать возможность пространственных координат: духовые – «ближе – дальше» или «верх – низ», металлофон, фортепиано – «право – лево».

  Восприятие музыки – сложный процесс, наполненный глубокими переживаниями. Прослушивание музыки развивает наглядно – образное мышление: способность анализировать картину, «нарисованную» звуками, а затем – «рисовать»  ее самостоятельно в воображении. Внимательное слушание музыки – один из самых абстрактных способов мышления, требующих особой психической сосредоточенности. Такого рода сосредоточенность в дальнейшем пригодится для изучения математики и других точных наук. Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями мозга, идет синхронизация их работы, и это – первый шаг на пути к гениальности.

  Неотъемлемой частью музыкальных занятий является еще и образовательная деятельность. Дети учатся записывать ритмический рисунок, изучают нотную грамоту. Здесь снова задействуется пространственное мышление, ведь музыкальная грамота пространственно организована.  Более того, для понимания записи ритма требуются также математические навыки, как для понимания пропорций  и дроби. Умение же разделять поток звуков на маленькие единицы положительно влияет на лингвистические способности.

  Профессор Чеффилдского Университета Кейти Овери сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от музыки. Ею были определены побочные эффекты, возникающие от прослушивания хорошей музыки. Это повышение уровня читательских и коммуникативных навыков, улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач. И опять же  - улучшение счетно – арифметических способностей.

  В целом у подрастающего человека ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность, изменяются к лучшему даже психофизиологические характеристики мозга, а значит, и способность к обучению.

  Отдельно можно сказать и о детском творчестве. Рисование под классическую музыку почти всегда влияет на выбор детей цветовой гаммы, а также позволяет снять внутреннее напряжение, взбодриться и сосредоточиться на выполнении задания.

  Рекомендуется использовать на занятиях рисованием произведения следующих композиторов – классиков: П. Чайковского, М. Глинки, Н. Римского – Корсакова, И. Баха, В. Моцарта, Л.Бетховена, Ф. Шопена и многих других.

  А вот перечень музыкальных произведений, помогающих при определенных психологических состояниях. Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности подойдут мазурки Ф. Шопена, вальсы И.Штрауса, «Мелодия» А. Рубинштейна. Для понижения раздражительности, усиления чувства принадлежности – «Кантата №2» И. Баха, «Лунная соната» Л.Бетховена. Для общего успокоения – вторая часть Шестой симфонии Л. Бетховена, «Колыбельная» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта. Улучшат общий жизненный тонус, самочувствие и настроение: третья часть Шестой симфонии П. Чайковского и увертюра «Эгмонт» Л. Бетховена. Для уменьшения агрессивности  и других негативных чувств подходят «Итальянский концерт» И. Баха, «Симфония» И. Гайдна. Для лучшей концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» П. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Симфония №5» Ф. Мендельсона.

  Давайте вместе откроем для ребенка мир музыки! Положительные результаты точно не заставят себя ждать.

Литература:

Глозман Ж. М., Павлов А.Е. Влияние занятий музыкой на развитие пространственных и кинетических функций у детей младшего школьного возраста. – М., Психологическая наука и образование, 2007. - №3.

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. – М.,Аркти, 1999.

Самбурская А. Музыка и мозг ребенка.

Консультация для родителей

Тема: Игры дома

Игра-головоломка «Лабиринт»

для развития мышления детей 5-7 лет

Л. С. Выготский говорил: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления».

Наиболее эффективным приемом в формировании логического мышления и произвольного внимания дошкольников, является развивающая игра головоломка –«Лабиринт»

 Игры - головоломки развивают:

Пространственные представления;

Воображение;

Конструктивное мышление;

Комбинаторные способности;

Сообразительность;

Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач;

Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.

Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе.

Прохождение лабиринтов способствует развитию умения сосредотачиваться, находить верный путь, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь. Работа с лабиринтами способствует улучшению качества произвольного внимания у детей: постепенно увеличивает его объём, улучшает его распределение, переключение, устойчивость.

Существует определенная методика работы с лабиринтом:

·  сначала объясняем сюжетную основу с помощью вопросов, или выдвигаем проблемную ситуацию, которую надо решить,

·  предлагаю внимательно рассмотреть картинку-лабиринт.

·  после этого совершаем первое путешествие по лабиринту – взглядом, пальцем.

Лабиринты для девочек





 


Лабиринты для мальчиков



 



 




Игры в лабиринты очень нравятся детям. Распечатайте шаблон и играйте с ребенком. Можно еще и заламинировать лабиринт и тогда в него можно будет играть много раз!

Подготовил педагог-психолог Н.Ю. Емельская

Источник: https://mishka-knizhka.ru/poznavajka-dlja-detej-4-6-let/logika-vnimanie-pamyat/labirinty-dlja-detej-4-6-let/

https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-logicheskogo-myshlenija-u-starshih-doshkolnikov-posredstvom-igr-golovolomok.html

Консультация для родителей
«Развитие мышления у дошкольников»
Что мы называем мышлением. В обыденной жизни под мышлением обычно понимают словесные рассуждения. В психологии это понятие имеет гораздо более широкое значение. Психологи называют мышлением любой психический процесс, с помощью которого человек решает стоящую перед ним задачу. В жизни встречаются самые разнообразные задачи, и для их решения требуются разные виды мышления. Однако бывает, что одну и ту же задачу можно решать разными способами. Тогда человек избирает тот из них, который ему более привычен и удобен. Изучая способ действия человека при решении таких задач, можно установить, какой вид мышления у него лучше развит. Основные формы мышления, которые формируются уже в дошкольном возрасте, — это наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. Наглядно-действенное мышление — это мышление в действии. Оно развивается у дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками. Наглядно-образное мышление — основная форма мышления будущих первоклассников. Такое мышление позволяет выделять самое существенное в предметах, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребенок учится пользоваться различными планами, схемами. Логическое мышление — это умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. К концу 6-летнего возраста у детей только начинают складываться элементы логического мышления. Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - игра. В игре проще усваивать знания, умения, лучше запоминается материал, поэтому все задания должны носить игровой характер. Первая игра, в которую можно играть даже с самыми маленькими детьми, называется «Закончи высказывание». Взрослый начинает предложение, а ребенок должен будет его закончить. К примеру, вы начинаете: «На улице шел дождь, поэтому на асфальте…». Ребенок должен продолжить это предложение. Другая игра чем-то схожа с первой. Она построена на угадывании. Вы загадываете что-нибудь, а ребенок начинает задавать вопросы. Ответы на них должны быть односложными – «да» или «нет». После нескольких загадок поменяйтесь с ребенком местами: теперь он должен загадать предмет, а вы при помощи наводящих вопросов должны угадать. Разумеется, не стоит загадывать слишком сложные для восприятия вещи, лучше всего брать примеры из окружающей нас действительности. Также очень полезно и занимательно решать логические задачи. Логические задачи.
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
4. Под елкой цветок не растет, Под березой не растет грибок. Что растет под елкой? 5. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?
Логические игры.
«Назови одним словом» Для детей старшего возраста даётся обобщающее слово, предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...
«Классификация» Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
«Найди лишнее слово» Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры: Старый, дряхлый, маленький, ветхий; Храбрый, злой, смелый, отважный; Яблоко, слива, огурец, груша; Молоко, творог, сметана, хлеб; Час, минута, лето, секунда;
Не забывайте о классике логических игр: крестиках-ноликах, морском бое, шахматах, уголках и нардах.
Не гонитесь за «правильностью». Основная цель – размышления, мыслительный поиск, сам процесс мышления. Получайте от него удовольствие. Не «экзаменируйте» ребёнка, не требуйте мыслительных действий только от него. Активно включайтесь сами, озвучивайте свой процесс рассуждения, радуйтесь необычным находкам – и своим, и своего ребёнка.


© 2015г. МБДОУ №1 "Красная шапочка". Все права защищены.